
Увлечения педагогов помогают им совершенствоваться в профессии
На этом снимке учителя Всеволожского центра образования выступают в роли бортпроводников. Этот образ появился в школе со дня ее основания. Педагоги словно меняют профессию, принимают на борт своего образовательного лайнера новых пассажиров и, сопровождая их по детской и подростковой жизни, доставляют в правильное место.
Корреспонденты «Седьмой перемены» решили узнать, какие еще роли примеряют на себя педагоги, причем не на сцене, а в реальной жизни.
«Что за вопрос вы задаете? – грустно улыбается в ответ на нашу просьбу уважаемый учитель. – При такой нагрузке у коллег свободного времени просто нет».
Да, наш интерес к теме еще раз подтвердил, что весь мир, от учеников до министерства просвещения, считает, что у учителя нет и не может быть жизни вне школы. Пришел на работу – и уже надо решать чьи-то проблемы, сдавать очередной отчет, проводить уроки. С утра до вечера педагог учит, контролирует, организовывает, воспитывает. Вернувшись домой, проверяет тетради, отвечает родителям и детям в чатах.
При такой нагрузке действительно сложно найти время на какую-то другую жизнь. Но это не значит, что у учителей не может быть своих интересов. Мы узнали, что наши педагоги ходят в театры, занимаются физкультурой и спортом, шьют, вяжут, готовят и т.д. Это позволяет им переключиться, дает необходимую отдушину. Мало того, в ходе журналистского исследования выяснилось, что у многих педагогов есть не просто занятия, а очень серьезные увлечения и даже профессии. О них мы решили рассказать подробнее.
Многие ученые и специалисты отмечают, что увлечения положительно влияют на деятельность педагога. Наличие какого-то дела, своего мира помогает им избежать выгорания и выдержать все сложности профессии.
Увлечения становятся для учителя источником вдохновения и мотивации, сохраняют интерес к работе, побуждают находить новые способы ее выполнения. Хобби помогает учителю развиваться как личности и профессионалу, получать новые знания и навыки, которые можно применить в школе. А еще увлечения позволяют педагогу лучше понять интересы учеников, установить с ними более тесный контакт, создать в классе дружескую атмосферу.
Одним словом, увлечения учителей, порой неожиданные – это интересный, увлекательный способ развития профессиональных навыков и компетенций.
Она рисует своих учеников
Учитель технологии Всеволожского ЦО Елена Губина – профессиональный живописец

— Елена Витальевна, в каком возрасте вы начали рисовать?
— Я рисую с детства. Мой папа военный, когда мы переехали в Ленинград, я успела поучиться в художественной школе. А потом закончила художественно-графический факультет ЛГПИ имени А.И. Герцена, сейчас это Институт художественного образования РГПУ. Защищала диплом по графике, но в последнее время меня захватила живопись.
— У учителя много работы. Как вам удается совмещать ее с живописью?
— Я люблю свою работу, детей. Чтобы почерпнуть для себя что-то новое, получить вдохновение и принести его и новые идеи в школу, я в любое свободное время, утром, днем и даже ночью стараюсь немножко пописать.
— В каких выставках вы участвовали в последнее время?
— Я участвовала в выставке «Санкт-Петербургская неделя искусств». Ее проводил Евразийский художественный союз, членом которого я являюсь, а также вхожу в Союз русских художников. Последние четыре года я участвую в этой выставке. В прошлом году заняла третье место, в этом – второе. Было приятно, что оценили мою работу «Зима на Соловках». В прошлом году ездила на Соловецкие острова, сделала там много этюдов. Вдохновилась и решила написать картину маслом. А в прошлом году выставляла симпатичную картина с котами на пристани. Она называлась «Мечтатели». У меня ее даже купили.
— Какой образ школьника вам хотелось бы воплотить?
— Да, я сделала карандашом портреты учеников своего первого класса во Всеволожском ЦО, 9д (кто-то из них в этом году закончил одиннадцатый класс). И подарила их ребятам. Образы разные. Школьники выкладывают в соцсетях свои фотографии. И они меня вдохновляют.
Диана Рысева когда-то разместила свой снимок во ВКонтакте, где она стоит на пирсе у моря. Мне так понравился этот сюжет, что я его написала и добавила летающих вокруг нее чаек. В прошлом году эта работа, которую я назвала «Чайка», тоже была на Невском проспекте, ее выставлял Союз русских художников, проводивший выставку. Очень много положительных отзывов посетителей было написано именно об этой картине.
Я писала портрет Вероники Волгиной, которая закончила 9 класс в этом году. Я назвала ее Снегурочкой, потому что образ был на нежном голубом фоне зимы.
Когда пишу портреты, мне нравится раскрывать какую-то тайну человека, какую-то особенность, которую он, возможно, сам в себе не замечал. Моя ученица Маша Петрова выложила чудный снимок с собакой. Я написала ее портрет.
— О чем мечтает живописец Елена Губина?
— Мечтаю попасть в академическую дачу имени Репина. Я в этом году подала заявку приехать туда на пленэр. Это Вышний Волочек. Если меня на каникулах отпустит наша администрация, то я с удовольствием там попишу. Я уже билеты взяла, надеюсь, не придется их сдавать.
Василиса Сафонова
Он поднимает бойцов из земли
Учитель биологии Всеволожского ЦО Анатолий Морозов участвует в раскопках на местах сражений Великой Отечественной войны
— Я по мере своих сил помогаю поисковому отряду, — рассказывает Анатолий Сергеевич. – Участвую в раскопках, иногда становлюсь водителем, поваром.
— Как вы стали поисковиком?
— Тема истории Великой Отечественной войны заинтересовала меня еще в школе. Проводил экскурсии для младших классов, приносил в школьный музей какие-то артефакты. А вот сейчас, когда сам стал учителем, начал участвовать в поисковой работе как волонтер.
Чтобы найти останки тел, человек должен владеть специальными инструментами. У них есть щуп, это металлический заостренный стержень, при помощи которого зондируют (прокалывают) почву или снег для обнаружения предметов контактным способом.
Мы подняли несколько тел наших солдат. Я участвовал в их опознании, видел, как их увозили на малую родину и хоронили там с воинскими почестями. Если у бойца нет жетона и его имя невозможно установить, его тоже хоронят с воинскими почестями в братской могиле.
— Где вы работали?
— На месте деревни Котлы Кингисеппского района Ленинградской области во время Великой Отечественной войны происходило много событий. В Котлах располагался военный аэродром, который с 18 июля 1941 года и затем практически ежедневно подвергался усиленным бомбардировкам. В результате значительная часть деревни сгорела.
28 августа 1941 года фашисты заняли Котлы. В деревне почти не осталось местных жителей. Одни эвакуировались в Ленинград, другие ушли в партизаны. В Котлах оставались только военнослужащие, обслуживавшие аэродром, а также контуженные и раненые военные и медицинский персонал. Все они оказались в немецком плену. Лагерь располагался в Церкви Николая Чудотворца. Он прекратил свое существование в 1942 году. Выживших, скорее всего, отправили в другие лагеря в Эстонию.
После войны это поле заросло. Люди там гуляли, и никто не знал, что под землей лежат тела солдат. Недавно в поле за деревней Котлы обнаружено массовое захоронение узников концлагеря «Дулаг-101». По предварительным оценкам, там может находиться от двух до пяти тысяч уничтоженных фашистами военнопленных красноармейцев.
При моем участии был поднят солдат, у которого был медальон. Еще два воина лежали без медальона.
— Как местные жители относятся к вашей работе?
— Они поддерживают нас. В Котлах одна женщина, она руководит ремонтной мастерской, когда узнала, чем мы занимаемся, договорилась с трактористом. Он приехал в выходной и помогал нам. А сама эта женщина купила за свой счет продукты и готовила нам пищу.
— Чем еще вы занимаетесь?
— Вторая часть нашей работы – установка на местах сражений часовен памяти. Я участвовал в реставрации часовни в районе Гайтолово — урочища в Кировском районе Ленинградской области. До 1942 года Гайтолово имело статус деревни, но было полностью уничтожено в ходе военных действий и перестало существовать как официальный населенный пункт.
Когда мы работали в Гайтолово, к нам приезжали люди и просили найти место, где покоится их родственник.
— Что за люди работают в поисковом отряде?
— В основном мужчины, чаще в всего это бывшие военные, молодые и в возрасте. Самого старшего мы недавно поздравили с 60-летием. В раскопках могут участвовать ребята от 14 лет, если родители разрешают, можно привлечь и более младших школьников.
— Что вам дает участие в таком деле?
— Когда участвуешь в поиске без вести пропавших солдат, появляется гордость за страну, за людей, которые не сломились, стояли до последнего. Когда ты находишь павших воинов, охватывает волнение, ты по-новому осознаешь ценности жизни и понимаешь, что не зря живешь на этой земле…
Кристина Кротова
Движение вверх
Учитель математики Всеволожского ЦО Мария Яцива покорила гору Оштен высотой 2804 метра над уровнем моря
— Мария Сергеевна, мы знаем, что вы ходите в горы. Давно этим занимаетесь?
— Я уже несколько раз поднималась в горы на Кавказе. Была на Эльбрусе, на хребте Мусса-Ачитара, на Красной Поляне. Но я поднималась туда на фуникулерах. В этом году впервые решила пройти все расстояние пешком.
— Трудно было?
— Да, это очень сложно, тяжело. 84 километра пешком, за спиной рюкзак весом 20 килограммов. А еще было очень жарко. Это очень большая физическая нагрузка, когда надо идти по склонам сначала вверх, а потом вниз. А еще и дорога трудно проходимая, были и осыпи, и переправа вброд по речушкам и каким-то ручейкам.
— Какая была высота горы?
— Маршрут, по которому я шла, называется «Легендарная тридцадка». Мы поднимались на гору Оштен, ее высота — 2804 метра над уровнем моря.
— У вас была организованная группа?
— Да, это была организованная туристическая группа. Ее набирали через туристический сайт. Нас было 13 человек и два инструктора. Мы получили снаряжение, палатки, питание.
Один инструктор шел впереди, другой сзади. Каждый день проходили 12-18 километров. Двигались через Кавказский заповедник. Там нельзя пользоваться никакой бытовой химией. Запрещается использовать шампуни, мыло, зубные пасты. Не разрешено выбрасывать мусор. Мы его уносили с собой или сжигали в определенных местах, где можно было это делать.

Нельзя было останавливаться, где хочешь. Привалы были в строго ограниченных местах. Маршрут рассчитан так, что после дневного перехода мы останавливались в приютах с разыми названиями — «У Ашота», «Фишт» и т.д. Там были питьевая вода, туалеты. Есть места, где можно сполоснуться, почистить зубы.
— На большой высоте чувствуется, что воздух разряжен?
— Да, нас инструкторы учили правильно дышать, ходить. Просили следить за собой, чтобы не было горной болезни. Нам рассказали о ее признаках. По равнине пройти 12 километров – это одно, а в горах – другое.
— Что было для вас самым сложным?
— Нести за плечами 20 килограммов.
— Что вас мотивировало?
— Конечно, все было красиво, замечательная природа, но горы – это преодоление себя. Там ты понимаешь, что можешь больше, находишь свой внутренний стержень и идешь дальше.
— Что дает вам дает это как учителю?
— Выносливость, выдержку и силу духа.
— Пойдете еще в горы?
— Думаю, да. Там сложно, но очень интересно.
Ксения Феклистова
«Я сразу вижу, что она меня ждет»
Учитель русского языка и литературы Всеволожского ЦО Светлана Дмитриева собирает фарфоровых кукол

— Светлана Александровна, давно ли вы собираете фарфоровых кукол? И почему именно их?
— Моя бабушка по папиной линии из Ставропольского края. У них свой дом. Когда я была маленькой, на чердаке нашла большую интересную куклу. Подумала, что она из глины, а бабушка сказала, что кукла фарфоровая. Но случилось несчастье. Спускаясь по лесенке без перил с чердака, я уронила куклу, и она разбилась.
— Вы переживали из-за этого?
— Конечно. Мне было ее очень жалко. Я даже поиграть не успела.
— Вас ругали?
— Нет. Меня ругали за то, что туда полезла. Я тогда заинтересовалась такими куклами. Помните фильм «Приключения Буратино»? Там Буратино говорит Мальвине: «Сама ты фарфоровая, туловище ватой набито!» Интересно было, что значит фарфоровая?
Все продолжилось, когда мне было уже лет 25. Тогда мне на день рождения подарили фарфоровую куклу. Большую, красивую, в шикарном платье. Такая дама была! С нее и началась моя коллекция. Получается, я уже 26 лет их собираю. Их у меня больше 40.
— Давайте уточним. Голова у кукол фарфоровая, а остальное из чего сделано?
— Чаще всего тело мягкое, просто набито ватой. Фарфоровые у куклы голова, ручки и ножки — на шарнирчиках или веревочках, у кого как. У некоторых есть подставка.
— Где вы находите своих кукол?
— В Петербурге бываю на блошином рынке на улице Удельной. Там продается много кукол. Но там я не купила ни одной куклы. Два раза поднимала, смотрела. Однажды чуть не купила, но что-то меня остановило.
— А по какому принципу вы собираете кукол?
— Какого-то особого принципа нет. У меня за это ответственно мое сердце. Я могу пройти мимо красивейших кукол. Могу не заметить даже тех, кого даром отдают. И могу задержаться возле какой-нибудь чумазенькой, страшненькой, но я вижу, что она моя, что она меня ждет!
Одну куклу приобрела за пачку чая в интернет-сообществе. Моя дочь ездила ее забирать, она в Петербурге живет. Пришла и говорит: «Мама, она же такая страшненькая! Зачем она тебе?» А я отвечаю: «Она мне нравится. Мне кажется, что она именно моя, она меня ждет». Есть какой-то процент подаренных мне кукол, тут уж я выбирать не могу.
— У самых любимых кукол, наверное, и место какое-то особенное?
— Да. Я его меняю — может, им надоедает там сидеть, или мне уже неинтересно видеть их на этом месте. Обычно они размещаются на полке около письменного стола. Я, как и вы, делаю уроки, а куклы рядом. Когда приходишь уставший домой с работы и посмотришь на них, немножечко отвлекаешься от забот, отдыхаешь душой. Куклы дарят успокоение.
Если за фарфоровыми куклами хорошо ухаживать, они хранятся долго, столетиями. Если чумазыми ко мне попали, я стараюсь их помыть, а так особо не ухаживаю.
— Кстати, а как за ними ухаживать?
— Я старюсь не высаживать их на солнце, пыль стираю аккуратненько чистой тряпочкой. Если что-то порвалось, зашиваю. Когда ручка отрывается, муж помогает ее сделать. Волосики, конечно, причесываю, а больше им ничего и не нужно, как любому живому существу.
— Живому?!
— Да, куклы тоже в какой-то степени живые. Им нужно внимание.
— То есть вы с ними как-то взаимодействуете!
— Я каждой даю имя, могу поговорить с ними, спрашиваю, как они себя чувствуют, не соскучились ли по мне. Особенно если куда-то уезжаю, в отпуск, например.
— Если, как вы говорите, куклы живые, могут ли они заменить вам настоящих людей?
— Нет, конечно! Так вопрос не стоит. У меня есть семья, муж, ребенок, мама, папа. Есть друзья, коллеги по работе, ученики. Куклы их не заменят.
— Как семья относится к вашему увлечению?
— Им интересно, какая кукла будет следующей, потому что это всегда спонтанно. Это может быть вот такая маленькая кукла, как вот эта индианка в национальной одежде. (Показывает.) А может быть большая принцесса – кто знает?
— Из фарфора еще делают статуэтки животных, предметы какие-то.
— Да, одно время я коллекционировала фарфоровые статуэтки собачек, кошечек всяких. Они не представляли никакой ценности, и лет 10 назад я взяла их выбросила. Их слишком много скопилось, они стали неинтересны. А вот куклы задержались!
— Расскажите о своей самой любимой кукле?
— Самой любимой у меня нет, я никого не выделяю. Может быть, по настроению, та или иная кукла в какой-то момент подходит, становится на какое-то время более нужной.
— Меняете ли вы одежду кукол?
— Нет. Тело у них мягкое, и часто бывает, что одежда просто пришита к нему. Но даже если одежда съемная, вот эти ручки и ножки такие хрупкие, что их можно сломать. Лучше не трогать. А если одежда сильно загрязнилась, тогда можно попробовать ее снять, но лучше не надо.
— Вы кукол одушевляете?
— Да. Все-таки это подобие человека, и волей-неволей ты его в какой-то степени одушевляешь. Когда была маленькой, у меня было много кукол. И я, как и другие дети, думала, что, когда мы засыпаем, то игрушки живут своей жизнью.

— Это известный сказочный сюжет.
— Да, есть такие сказки.
— А когда о человеке, девочке или женщине говорят: «Она как кукла», что имеют ввиду?
— То, что она бездушная. Здесь надо уже в историю вдаваться. Для чего делались первые обрядовые и другие куклы? Каждая для чего-то предназначалась. Фарфоровые куклы изготавливались для эстетического любования. Другие куклы делались для обрядов, ворожбы. Человека сравнивают все-таки с фарфоровой куклой, потому что здесь на первом плане внешний вид.
— Один наш знакомый собирает кукол в национальных нарядах. Ему подарили фигурку народа ханты, и у нее нет лица! Он спросил, почему она такая. Ему пояснили, что маленький ребенок, увидев лицо, может испугаться.
— У каждого народа свой подход. Те же фарфоровые куклы – это символ викторианства, статуса. В наши дни они уже по-другому представляются. Я собираю кукол не для статусности. Просто чувствую их и люблю.
— Кто-то из ваших друзей, коллег занимается похожим делом?
— Нет, единомышленников у меня нет в близком окружении.
— А есть какое-то сообщество любителей фарфоровых кукол?
— Сообщества есть, я даже в некоторых состою, но мне там неинтересно. У нас разные цели коллекции.
— А вообще какая цель любой коллекции?
— Цель – это обладание статусной вещью, если это настоящий коллекционер. Ну, или как у меня – для души.
— Что вам дает это занятие как человеку и как учителю?
— Конечно, это красота, эстетика. Любование куклами – это и для глаз, и для души отдохновение. Они помогают отвлечься от каких-то повседневных забот, дарят отдых.
— А ученики знают о вашем увлечении?
— Нет, на эту тему мы с ними не разговаривали. Повода не было.
— Теперь узнают.
— (Улыбается.) Может быть, если прочитают интервью.












