Свободное время учителя

 
Фото: Григорий Михайлов / «СП». Учителя Всеволожского ЦО в роли бортпроводников на вручении аттестатов выпускникам 2025 года

Увлечения педагогов помогают им совершенствоваться в профессии

На этом снимке учителя Всеволожского центра образования выступают в роли бортпроводников. Этот образ появился в школе со дня ее основания. Педагоги словно меняют профессию, принимают на борт своего образовательного лайнера новых пассажиров и, сопровождая их по детской и подростковой жизни, доставляют в правильное место.

Корреспонденты «Седьмой перемены» решили узнать, какие еще роли примеряют на себя педагоги, причем не на сцене, а в реальной жизни.

«Что за вопрос вы задаете? – грустно улыбается в ответ на нашу просьбу уважаемый учитель. – При такой нагрузке у коллег свободного времени просто нет».

Да, наш интерес к теме еще раз подтвердил, что весь мир, от учеников до министерства просвещения, считает, что у учителя нет и не может быть жизни вне школы. Пришел на работу – и уже надо решать чьи-то проблемы, сдавать очередной отчет, проводить уроки. С утра до вечера педагог учит, контролирует, организовывает, воспитывает. Вернувшись домой, проверяет тетради, отвечает родителям и детям в чатах.

Инфографика: playbookpro.ru, Михаил Бежанеишвили / «Седьмая перемена»

При такой нагрузке действительно сложно найти время на какую-то другую жизнь. Но это не значит, что у учителей не может быть своих интересов. Мы узнали, что наши педагоги ходят в театры, занимаются физкультурой и спортом, шьют, вяжут, готовят и т.д. Это позволяет им переключиться, дает необходимую отдушину. Мало того, в ходе журналистского исследования выяснилось, что у многих педагогов есть не просто занятия, а очень серьезные увлечения и даже профессии. О них мы решили рассказать подробнее.

Многие ученые и специалисты отмечают, что увлечения положительно влияют на деятельность педагога. Наличие какого-то дела, своего мира помогает им избежать выгорания и выдержать все сложности профессии.

Увлечения становятся для учителя источником вдохновения и мотивации, сохраняют интерес к работе, побуждают находить новые способы ее выполнения. Хобби помогает учителю развиваться как личности и профессионалу, получать новые знания и навыки, которые можно применить в школе. А еще увлечения позволяют педагогу лучше понять интересы учеников, установить с ними более тесный контакт, создать в классе дружескую атмосферу.

Одним словом, увлечения учителей, порой неожиданные – это интересный, увлекательный способ развития профессиональных навыков и компетенций.

Она рисует своих учеников
Учитель технологии Всеволожского ЦО Елена Губина – профессиональный живописец
Фото: Глеб Кудрявцев / «Седьмая перемена». Елена Витальевна Губина рисует портрет ученицы 7а класса Маргариты Туральчук

— Елена Витальевна, в каком возрасте вы начали рисовать?

— Я рисую с детства. Мой папа военный, когда мы переехали в Ленинград, я успела поучиться в художественной школе. А потом закончила художественно-графический факультет ЛГПИ имени А.И. Герцена, сейчас это Институт художественного образования РГПУ. Защищала диплом по графике, но в последнее время меня захватила живопись.

— У учителя много работы. Как вам удается совмещать ее с живописью?

— Я люблю свою работу, детей. Чтобы почерпнуть для себя что-то новое, получить вдохновение и принести его и новые идеи в школу, я в любое свободное время, утром, днем и даже ночью стараюсь немножко пописать.

— В каких выставках вы участвовали в последнее время?

— Я участвовала в выставке «Санкт-Петербургская неделя искусств». Ее проводил Евразийский художественный союз, членом которого я являюсь, а также вхожу в Союз русских художников. Последние четыре года я участвую в этой выставке. В прошлом году заняла третье место, в этом – второе. Было приятно, что оценили мою работу «Зима на Соловках». В прошлом году ездила на Соловецкие острова, сделала там много этюдов. Вдохновилась и решила написать картину маслом. А в прошлом году выставляла симпатичную картина с котами на пристани. Она называлась «Мечтатели». У меня ее даже купили.

— Какой образ школьника вам хотелось бы воплотить?

— Да, я сделала карандашом портреты учеников своего первого класса во Всеволожском ЦО, 9д (кто-то из них в этом году закончил одиннадцатый класс). И подарила их ребятам. Образы разные. Школьники выкладывают в соцсетях свои фотографии. И они меня вдохновляют.

Диана Рысева когда-то разместила свой снимок во ВКонтакте, где она стоит на пирсе у моря. Мне так понравился этот сюжет, что я его написала и добавила летающих вокруг нее чаек. В прошлом году эта работа, которую я назвала «Чайка», тоже была на Невском проспекте, ее выставлял Союз русских художников, проводивший выставку. Очень много положительных отзывов посетителей было написано именно об этой картине.

Я писала портрет Вероники Волгиной, которая закончила 9 класс в этом году. Я назвала ее Снегурочкой, потому что образ был на нежном голубом фоне зимы.

Когда пишу портреты, мне нравится раскрывать какую-то тайну человека, какую-то особенность, которую он, возможно, сам в себе не замечал. Моя ученица Маша Петрова выложила чудный снимок с собакой. Я написала ее портрет.

— О чем мечтает живописец Елена Губина?

— Мечтаю попасть в академическую дачу имени Репина. Я в этом году подала заявку приехать туда на пленэр. Это Вышний Волочек. Если меня на каникулах отпустит наша администрация, то я с удовольствием там попишу. Я уже билеты взяла, надеюсь, не придется их сдавать.

Василиса Сафонова

Он поднимает бойцов из земли
Учитель биологии Всеволожского ЦО Анатолий Морозов участвует в раскопках на местах сражений Великой Отечественной войны
Фото: Из личного архива А.С. Морозова (справа)

— Я по мере своих сил помогаю поисковому отряду, — рассказывает Анатолий Сергеевич. – Участвую в раскопках, иногда становлюсь водителем, поваром.

— Как вы стали поисковиком?

— Тема истории Великой Отечественной войны заинтересовала меня еще в школе. Проводил экскурсии для младших классов, приносил в школьный музей какие-то артефакты. А вот сейчас, когда сам стал учителем, начал участвовать в поисковой работе как волонтер.

Чтобы найти останки тел, человек должен владеть специальными инструментами. У них есть щуп, это металлический заостренный стержень, при помощи которого зондируют (прокалывают) почву или снег для обнаружения предметов контактным способом.

Мы подняли несколько тел наших солдат. Я участвовал в их опознании, видел, как их увозили на малую родину и хоронили там с воинскими почестями. Если у бойца нет жетона и его имя невозможно установить, его тоже хоронят с воинскими почестями в братской могиле.

— Где вы работали?

— На месте деревни Котлы Кингисеппского района Ленинградской области во время Великой Отечественной войны происходило много событий. В Котлах располагался военный аэродром, который с 18 июля 1941 года и затем практически ежедневно подвергался усиленным бомбардировкам. В результате значительная часть деревни сгорела.

28 августа 1941 года фашисты заняли Котлы. В деревне почти не осталось местных жителей. Одни эвакуировались в Ленинград, другие ушли в партизаны. В Котлах оставались только военнослужащие, обслуживавшие аэродром, а также контуженные и раненые военные и медицинский персонал. Все они оказались в немецком плену. Лагерь располагался в Церкви Николая Чудотворца. Он прекратил свое существование в 1942 году. Выживших, скорее всего, отправили в другие лагеря в Эстонию.

После войны это поле заросло. Люди там гуляли, и никто не знал, что под землей лежат тела солдат. Недавно в поле за деревней Котлы обнаружено массовое захоронение узников концлагеря «Дулаг-101». По предварительным оценкам, там может находиться от двух до пяти тысяч уничтоженных фашистами военнопленных красноармейцев.

При моем участии был поднят солдат, у которого был медальон. Еще два воина лежали без медальона.

Фото: «Всеволожские вести»

— Как местные жители относятся к вашей работе?

— Они поддерживают нас. В Котлах одна женщина, она руководит ремонтной мастерской, когда узнала, чем мы занимаемся, договорилась с трактористом. Он приехал в выходной и помогал нам. А сама эта женщина купила за свой счет продукты и готовила нам пищу.

— Чем еще вы занимаетесь?

— Вторая часть нашей работы – установка на местах сражений часовен памяти. Я участвовал в реставрации часовни в районе Гайтолово — урочища в Кировском районе Ленинградской области. До 1942 года Гайтолово имело статус деревни, но было полностью уничтожено в ходе военных действий и перестало существовать как официальный населенный пункт.

Когда мы работали в Гайтолово, к нам приезжали люди и просили найти место, где покоится их родственник.

— Что за люди работают в поисковом отряде?

— В основном мужчины, чаще в всего это бывшие военные, молодые и в возрасте. Самого старшего мы недавно поздравили с 60-летием. В раскопках могут участвовать ребята от 14 лет, если родители разрешают, можно привлечь и более младших школьников.

— Что вам дает участие в таком деле?

— Когда участвуешь в поиске без вести пропавших солдат, появляется гордость за страну, за людей, которые не сломились, стояли до последнего. Когда ты находишь павших воинов, охватывает волнение, ты по-новому осознаешь ценности жизни и понимаешь, что не зря живешь на этой земле…

Кристина Кротова

Движение вверх
Учитель математики Всеволожского ЦО Мария Яцива покорила гору Оштен высотой 2804 метра над уровнем моря
Фото: Из личного архива М.С. Яцивы

— Мария Сергеевна, мы знаем, что вы ходите в горы. Давно этим занимаетесь?

— Я уже несколько раз поднималась в горы на Кавказе. Была на Эльбрусе, на хребте Мусса-Ачитара, на Красной Поляне. Но я поднималась туда на фуникулерах. В этом году впервые решила пройти все расстояние пешком.

— Трудно было?

— Да, это очень сложно, тяжело. 84 километра пешком, за спиной рюкзак весом 20 килограммов. А еще было очень жарко. Это очень большая физическая нагрузка, когда надо идти по склонам сначала вверх, а потом вниз. А еще и дорога трудно проходимая, были и осыпи, и переправа вброд по речушкам и каким-то ручейкам.

— Какая была высота горы?

— Маршрут, по которому я шла, называется «Легендарная тридцадка». Мы поднимались на гору Оштен, ее высота — 2804 метра над уровнем моря.

— У вас была организованная группа?

— Да, это была организованная туристическая группа. Ее набирали через туристический сайт. Нас было 13 человек и два инструктора. Мы получили снаряжение, палатки, питание.

Один инструктор шел впереди, другой сзади. Каждый день проходили 12-18 километров. Двигались через Кавказский заповедник. Там нельзя пользоваться никакой бытовой химией. Запрещается использовать шампуни, мыло, зубные пасты. Не разрешено выбрасывать мусор. Мы его уносили с собой или сжигали в определенных местах, где можно было это делать.

Конечно, все было красиво, замечательная природа, но горы – это преодоление себя. Там ты понимаешь, что можешь больше, находишь свой внутренний стержень и идешь дальше.

Нельзя было останавливаться, где хочешь. Привалы были в строго ограниченных местах. Маршрут рассчитан так, что после дневного перехода мы останавливались в приютах с разыми названиями — «У Ашота», «Фишт» и т.д. Там были питьевая вода, туалеты. Есть места, где можно сполоснуться, почистить зубы.

— На большой высоте чувствуется, что воздух разряжен?

— Да, нас инструкторы учили правильно дышать, ходить. Просили следить за собой, чтобы не было горной болезни. Нам рассказали о ее признаках. По равнине пройти 12 километров – это одно, а в горах – другое.

— Что было для вас самым сложным?

— Нести за плечами 20 килограммов.

— Что вас мотивировало?

— Конечно, все было красиво, замечательная природа, но горы – это преодоление себя. Там ты понимаешь, что можешь больше, находишь свой внутренний стержень и идешь дальше.

— Что дает вам дает это как учителю?

— Выносливость, выдержку и силу духа.

— Пойдете еще в горы?

— Думаю, да. Там сложно, но очень интересно.

Ксения Феклистова

«Я сразу вижу, что она меня ждет»
Учитель русского языка и литературы Всеволожского ЦО Светлана Дмитриева собирает фарфоровых кукол
Фото: Григорий Михайлов / «Седьмая перемена»

— Светлана Александровна, давно ли вы собираете фарфоровых кукол? И почему именно их?

— Моя бабушка по папиной линии из Ставропольского края. У них свой дом. Когда я была маленькой, на чердаке нашла большую интересную куклу. Подумала, что она из глины, а бабушка сказала, что кукла фарфоровая. Но случилось несчастье. Спускаясь по лесенке без перил с чердака, я уронила куклу, и она разбилась.

— Вы переживали из-за этого?

— Конечно. Мне было ее очень жалко. Я даже поиграть не успела.

— Вас ругали?

— Нет. Меня ругали за то, что туда полезла. Я тогда заинтересовалась такими куклами. Помните фильм «Приключения Буратино»? Там Буратино говорит Мальвине: «Сама ты фарфоровая, туловище ватой набито!» Интересно было, что значит фарфоровая?

Все продолжилось, когда мне было уже лет 25. Тогда мне на день рождения подарили фарфоровую куклу. Большую, красивую, в шикарном платье. Такая дама была! С нее и началась моя коллекция. Получается, я уже 26 лет их собираю. Их у меня больше 40.

— Давайте уточним. Голова у кукол фарфоровая, а остальное из чего сделано?

— Чаще всего тело мягкое, просто набито ватой. Фарфоровые у куклы голова, ручки и ножки — на шарнирчиках или веревочках, у кого как. У некоторых есть подставка.

— Где вы находите своих кукол?

— В Петербурге бываю на блошином рынке на улице Удельной. Там продается много кукол. Но там я не купила ни одной куклы. Два раза поднимала, смотрела. Однажды чуть не купила, но что-то меня остановило.

— А по какому принципу вы собираете кукол?

— Какого-то особого принципа нет. У меня за это ответственно мое сердце. Я могу пройти мимо красивейших кукол. Могу не заметить даже тех, кого даром отдают. И могу задержаться возле какой-нибудь чумазенькой, страшненькой, но я вижу, что она моя, что она меня ждет!

Одну куклу приобрела за пачку чая в интернет-сообществе. Моя дочь ездила ее забирать, она в Петербурге живет. Пришла и говорит: «Мама, она же такая страшненькая! Зачем она тебе?» А я отвечаю: «Она мне нравится. Мне кажется, что она именно моя, она меня ждет». Есть какой-то процент подаренных мне кукол, тут уж я выбирать не могу.

— У самых любимых кукол, наверное, и место какое-то особенное?

— Да. Я его меняю — может, им надоедает там сидеть, или мне уже неинтересно видеть их на этом месте. Обычно они размещаются на полке около письменного стола. Я, как и вы, делаю уроки, а куклы рядом. Когда приходишь уставший домой с работы и посмотришь на них, немножечко отвлекаешься от забот, отдыхаешь душой. Куклы дарят успокоение.

Если за фарфоровыми куклами хорошо ухаживать, они хранятся долго, столетиями. Если чумазыми ко мне попали, я стараюсь их помыть, а так особо не ухаживаю.

— Кстати, а как за ними ухаживать?

— Я старюсь не высаживать их на солнце, пыль стираю аккуратненько чистой тряпочкой. Если что-то порвалось, зашиваю. Когда ручка отрывается, муж помогает ее сделать. Волосики, конечно, причесываю, а больше им ничего и не нужно, как любому живому существу.

Фото: kinoafisha.info. Кадр из фильма «Приключения Буратино»

— Живому?!

— Да, куклы тоже в какой-то степени живые. Им нужно внимание.

— То есть вы с ними как-то взаимодействуете!

— Я каждой даю имя, могу поговорить с ними, спрашиваю, как они себя чувствуют, не соскучились ли по мне. Особенно если куда-то уезжаю, в отпуск, например.

— Если, как вы говорите, куклы живые, могут ли они заменить вам настоящих людей?

— Нет, конечно! Так вопрос не стоит. У меня есть семья, муж, ребенок, мама, папа. Есть друзья, коллеги по работе, ученики. Куклы их не заменят.

— Как семья относится к вашему увлечению?

— Им интересно, какая кукла будет следующей, потому что это всегда спонтанно. Это может быть вот такая маленькая кукла, как вот эта индианка в национальной одежде. (Показывает.) А может быть большая принцесса – кто знает?

— Из фарфора еще делают статуэтки животных, предметы какие-то.   

— Да, одно время я коллекционировала фарфоровые статуэтки собачек, кошечек всяких. Они не представляли никакой ценности, и лет 10 назад я взяла их выбросила. Их слишком много скопилось, они стали неинтересны. А вот куклы задержались!

— Расскажите о своей самой любимой кукле?

— Самой любимой у меня нет, я никого не выделяю. Может быть, по настроению, та или иная кукла в какой-то момент подходит, становится на какое-то время более нужной.

— Меняете ли вы одежду кукол?

— Нет. Тело у них мягкое, и часто бывает, что одежда просто пришита к нему. Но даже если одежда съемная, вот эти ручки и ножки такие хрупкие, что их можно сломать. Лучше не трогать. А если одежда сильно загрязнилась, тогда можно попробовать ее снять, но лучше не надо.

— Вы кукол одушевляете?

— Да. Все-таки это подобие человека, и волей-неволей ты его в какой-то степени одушевляешь. Когда была маленькой, у меня было много кукол. И я, как и другие дети, думала, что, когда мы засыпаем, то игрушки живут своей жизнью.

Какого-то особого принципа нет. У меня за это ответственно мое сердце. Я могу пройти мимо красивейших кукол. Могу не заметить даже тех, кого даром отдают. И могу задержаться возле какой-нибудь чумазенькой, страшненькой, но я вижу, что она моя, что она меня ждет!

— Это известный сказочный сюжет.

— Да, есть такие сказки.

— А когда о человеке, девочке или женщине говорят: «Она как кукла», что имеют ввиду?

— То, что она бездушная. Здесь надо уже в историю вдаваться. Для чего делались первые обрядовые и другие куклы? Каждая для чего-то предназначалась. Фарфоровые куклы изготавливались для эстетического любования. Другие куклы делались для обрядов, ворожбы. Человека сравнивают все-таки с фарфоровой куклой, потому что здесь на первом плане внешний вид.

— Один наш знакомый собирает кукол в национальных нарядах. Ему подарили фигурку народа ханты, и у нее нет лица! Он спросил, почему она такая. Ему пояснили, что маленький ребенок, увидев лицо, может испугаться. 

— У каждого народа свой подход. Те же фарфоровые куклы – это символ викторианства, статуса. В наши дни они уже по-другому представляются. Я собираю кукол не для статусности. Просто чувствую их и люблю.

— Кто-то из ваших друзей, коллег занимается похожим делом?

— Нет, единомышленников у меня нет в близком окружении.

— А есть какое-то сообщество любителей фарфоровых кукол?

— Сообщества есть, я даже в некоторых состою, но мне там неинтересно. У нас разные цели коллекции.

— А вообще какая цель любой коллекции?

— Цель – это обладание статусной вещью, если это настоящий коллекционер. Ну, или как у меня – для души.

— Что вам дает это занятие как человеку и как учителю?

— Конечно, это красота, эстетика. Любование куклами – это и для глаз, и для души отдохновение. Они помогают отвлечься от каких-то повседневных забот, дарят отдых.

— А ученики знают о вашем увлечении?

— Нет, на эту тему мы с ними не разговаривали. Повода не было.

— Теперь узнают.

— (Улыбается.) Может быть, если прочитают интервью.

Кирилл Синяков            Олеся Бахвалова     

Я написала роман

Татьяна Сорокина,

заместитель директора Всеволожского

ЦО по воспитательной работе

Тяга к литературному творчеству появилась у меня еще в детстве. В начальной школе писала и рисовала книжки-сказки. Очень любила читать. Наверное, одна в классе прочитала все четыре тома «Войны и мира». И всегда хотела попробовать что-то создать сама, но боялась. Да и времени не было. А когда в 2020 году ушла в декрет, решила все-таки исполнить свою мечту. И в 2021 году начала писать фантастический роман. Мы с мужем обсудили идею, он же был моим первым критиком.

Задумка была одна, а когда начала писать все вышло по-другому. Герои стали жить своей жизнью, и книга печаталась как будто сама. Я едва успевала за полетом мысли. Роман называется «За гранью чувств». Он о том, может ли человек жить лишь с одним чувством.

Весь мир охватила эпидемия. Вакцина помогла, но через два года люди стали терять четыре чувства из пяти. Большинство обитателей планеты погибли. Оставшиеся объединились в одну страну и построили два города – для здоровых и для больных. Город «бесчувственных» разделили на пять секторов, в каждом из которых жили люди только с одним чувством.

Литературный опыт способствовал развитию моего воображения, творческого начала, что так или иначе поможет в дальнейшей педагогической работе.

Представьте себе город, где одни люди живут только со слухом, другие – с обонянием, зрением, осязанием либо вкусом. Это очень сложно. Инспектор по качеству жизни Марк отправляется с проверкой в город «бесчувственных», не подозревая, что скоро ему откроется много тайн. Сможет ли он совладать со своими чувствами?

Главный герой влюбляется в девушку, у которое есть только осязание. А потом, когда к героине возвращаются все чувства, они снова встречаются…

Я опубликовала книгу на платформе «Литрес». Были интересные отзывы. Они были разными, в том числе положительными, что очень приятно. Одна читательница написала, что нигде не встречала такого сюжета. Она считает, что на его основе надо снять фильм, это будет очень интересно.

Как заместитель директора по воспитательной работе могу сказать, что в книге есть поучительные моменты. Дружба, любовь, выбор человека, стоящего на грани предательства.

Это удивительный опыт. Было интересно управлять судьбами людей. Да, они и зажили собственной жизнью, но именно я решала, что будет дальше с тем или иным персонажем. Подчас это тоже очень сложный выбор.

Литературный опыт способствовал развитию моего воображения, творческого начала, что так или иначе поможет в дальнейшей педагогической работе.

А потом я вышла на работу и времени совсем не стало. Школа – дом — работа. Но о книге я продолжаю думать. У нее открытый финал. Планирую продолжение. Пока не знаю, напишу его или нет…

Формула ювелира
Учитель математики Всеволожского ЦО Ольга Пустовая делает украшения для женщин
Фото: Григорий Михайлов / «Седьмая перемена»

— Ольга Николаевна, перед окончанием школы вы стояли перед выбором: быть учителем или ювелиром? Учитель победил?

— Победил. Но ювелир тоже стался в моей душе.

— Что за украшения вы изготавливаете? Из каких материалов?

— Я изготавливаю колье, браслеты, броши из натуральных камней и бисера.

— Бисер тоже считается материалом ювелира?

— Это больше бижутерия. А ювелирными мои изделия можно назвать, потому что в них есть драгоценные камни.

— В браслете, который на фотографии, какой камень?

— Это розовый кварц, полудрагоценный камень. Он способствует концентрации внимания, гармонизации человека.

— Вы не продаете свои изделия?

— Нет, я делаю их для души. Когда вкладываешь в изделие ее частичку, это уже подарок. Я дарю свои творения близким – маме, подруге, коллегам на День учителя. Когда мой ребенок учился в начальной школе, мы дарили изделия учителю.

— Они их носят, вы видели?

— Да, носят. Мне это очень приятно.

Фото: Страница в соцсети О.Н. Пустовой

— Как рождается идея изделия?

— Любое украшение начинается с проекта. Для чего это, какой цвет подойдет? Легкость это, воздушность или наоборот? Сачала рисуешь эскиз. Потом начинаешь делать и видишь, что бисер и камни не встают так, как хотела. И тогда меняю рисунок и немножко дизайн.

— Когда вы находите время заниматься свои творчеством? 

— Время есть всегда, было бы желание. Чаще всего занимаюсь этим в выходные дни, на каникулах. И в любую свободную минутку. Например, в дороге. Смотришь на природу за окном – лес, красивый пейзаж. Возможно, какой-то красивый человек зайдет в транспорт, цветовая гамма промелькнет. И уже что-то в голове щелкнет.

— Зачем вас это занятие, что оно дает?

— Работа с мелкими предметами помогает сконцентрировать внимание, которое необходимо учителю. Когда накапливается усталость, накапливается стресс, их постепенно нужно убирать. Я нашла для этого вот такой метод. Творчество помогает мне восстанавливать эмоциональное состояние, гармонизировать его. Это способствует личностному росту учителя.

Григорий Михайлов

«На крупные старты меня всегда отпускают»
Учитель информатики Всеволожского ЦО Павел Бутылин судит соревнования по тхэквондо
Фото: Из личного архива П.В. Бутылина

— Павел Владимирович, с какого возраста вы начали заниматься тхэквондо? До какого уровня дошли?

— Я начал заниматься в семь лет, в 17 стал кандидатом в мастера спорта. Потом получил травму и стал заниматься судейством.

— Каждый спортсмен может стать судьей?

— Главное – иметь желание и понимать специфику этого вида спорта.

— Учатся тренеры на каких-то курсах?

— Да, каждый год проводятся семинары. На крупных стартах тоже проходит учеба для арбитров. Судьям присваивают категории, этим занимаются районный и областной спорткомитеты. «Корочки» всероссийского судьи дает министерство спорта страны.

— А какая у вас категория? Какие соревнования вы можете судить?

— Сейчас у меня первая категория. Я — главный судья Ленинградской области. В России могу судить практически все соревнования. Международные пока нет. Подаю документы на присвоение более высокой категории.

— А когда вы этим занимаетесь? В выходные, на каникулах или в обычные рабочие дни?

— Большинство соревнований проходят в выходные дни. Первенства России проводятся в будние дни, поэтому, бывает, что уезжаю из школы на неделю.

— Руководство школы легко вас отпускает с уроков?

— К счастью, да. На крупные старты меня всегда отпускают.

— Вам платят деньги за судейство?

— Да, платят, но это очень смешные деньги. Если едешь на неделю на какие-то крупные соревнования, то уходишь в минус. Как хорошо сказали на одном из семинаров, это волонтерская работа.

— Вы выполняете ее для души?

— Да.

— Можете рассказать о каких-то интересных случаях на соревнованиях?

— В 2023 году на чемпионате России девушка проиграла финальный бой, и тут прямо на площадку выбежал молодой человек и сделал ей предложение. Она не смогла отказаться.

— Были решения, после которых вам было жалко спортсменов?

— Однажды из Калининграда приехали ребята и не пришли на взвешивание. Пришлось снять участника, прибывшего издалека.

— Тхэквондисты выражают недовольство судейством?

— Да, бывает, что участники сгоряча выражают свое недовольство. Один раз спортсмен оскорбил арбитра, плюнул в него!

— В вас?!

— Нет, не в меня. И не совсем даже плюнул. Можно сказать, кинул в судью соплю.

— И попал?!

— Да, попал. Арбитру пришлось показать ему желтую карточку и разбираться с ним и тренерским составом вне площадки. Человека сняли с соревнований за неподобающее поведение.

— Что вам дает спорт как человеку и как учителю?

— Общение с интересными людьми. Когда видишь, что спортсмен выступает как юниор, побеждает на первенствах, а потом выходит на взрослые чемпионаты и отбирается на российские и мировые соревнования, это радует.

Валерия Армеева

«Это увлечение, но результат не менее важен»
Заместитель директора Всеволожского ЦО по дополнительному образованию Александр Цветков играет в волейбол
Фото: Г. Михайлов / «СП». В атаке А.Г. Цветков

— Александр Геннадьевич, мы видели, как здорово вы играете в волейбол. Когда пришли в этот вид спорта?

— В школьном возрасте. Меня привел в волейбол папа. В свое время он тоже играл, очень любил этот вид спорта. Мы с ним часто ходили на матчи волейбольного клуба «Автомобилист», одного из старейших и титулованных в Ленинграде.

Я закончил Калининскую ДЮСШ, там была достаточно сильная команда. Затем играл за сборные ЛЭТИ и «Светлана». Выступал на чемпионате города среди производственных коллективов Ленинграда. Один раз мы стали первыми. Позже с другой командой побеждали в Открытой лиге Санкт-Петербурга. Сейчас, когда приглашают, играю за сборную ветеранов.

— На какой позиции вам интереснее всего играть и почему?

— Раньше было две позиции – связующий и нападающий. В 1998 году появилась позиция либеро. Я как играл нападающим, так и играю. Хотя… (Улыбается.) Чем ты старше, тем более универсальным игроком становишься.

— Вы профессионал?

— Нет. Я никогда не ставил цель заниматься волейболом профессионально. Мне надо было учиться, в свое время даже бросал тренироваться. Для меня волейбол всегда был увлечением. Но это не значит, что я плохо относился к тренировкам и не выступал ни на каких соревнованиях. Наоборот, в свое время я занимался даже по пять-шесть часов в сутки. Поиграешь в институте на уроке физкультуры два часа, потом останешься на тренировку на такое же время. Затем едешь заниматься в команду, за которую выступаешь. Это мое хобби, но я всегда стремился к достижению результата и много работал.

Сейчас для меня волейбол – это прежде всего способ общения. Мы вместе отмечаем дни рождения, праздники, открытие и закрытие сезона. Часто общаемся вне площадки. И, конечно, волейбол, как любой другой спорт, укрепляет здоровье, поддерживает хорошую физическую форму, поскольку все же моя работа связана с минимальной физической активностью.

— Чем интересно такое хобби?

— Мне нравится сам спорт. Раньше я ходил на матчи, собирал информацию, изучал прессу. Это сейчас доступны различные СМИ, есть Интернет, а раньше очень сложно было найти сведения, особенно о зарубежном волейболе. Мы выписывали газету «Советский спорт», я делал вырезки с фотографиями волейболистов, команд, чемпионатов. На Олимпиаде-80 наша сборная заняла первое место. У моего папы был автограф Вячеслава Зайцева, это очень известный волейболист, связующий.

Волейбол – командная игра. Все коллективы, в которые меня приглашали, были сплоченными. Мы с ребятами, когда были молодыми, очень много общались вне площадки. Ездили на соревнования, смотрели на хороших волейболистов, играли в волейбол на пляже, на гравии – где только можно. Или просто становились «в кружочек».

— Что вам как человеку и педагогу дают занятия волейболом?

— Сейчас для меня волейбол – это прежде всего способ общения. Когда приходишь не просто поиграть, а получить удовольствие от процесса, от совместного времяпровождения, от разговоров с людьми. Мы часто вместе отмечаем дни рождения, праздники, открытие и закрытие сезона. Часто общаемся вне площадки. Все это позволяет жить интересной жизнью и развиваться. И, конечно, волейбол, как любой другой спорт, укрепляет здоровье, поддерживает хорошую физическую форму, поскольку все же моя работа связана с минимальной физической активностью.

— Когда играют между собой педагоги и школьники – это тоже не просто игра.

— Спорт объединяет разные поколения. И здесь в какой-то степени нивелируется дистанция между педагогом и учеником. Взаимодействие вне рабочего процесса помогает узнать людей с другой, новой стороны.

Глеб Кудрявцев

Да, после школы педагоги действительно продолжают работать. Это работа по самовоспитанию и самосовершенствованию, ибо что-то дать другому человеку, особенно ученику, обогатить его духовно и нравственно может только тот, кто познал себя и обогатил свою душу.
Без всего этого учитель неполон. Он не может быть просто урокодавателем, рассказывающим материал (с такой ролью уже начинает справляться искусственный интеллект). Ученики тянутся не к знаниям, а к личности, несущей эти знания. Вот потому учитель и должен быть интересным, разносторонним человеком.

close

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждый день.