В течение пяти дней, с 26 по 30 августа, эксперты, учителя, ректоры, депутаты обсуждали, какими быть ОГЭ и ЕГЭ. На заседании в пятницу подведены итоги, сообщает пресс-служба Рособрнадзора.
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев отметил, что все содержательные изменения в ЕГЭ и ОГЭ, о которых шла речь в ходе обсуждения, не коснутся экзаменов 2025 года.
«Все возможные изменения сначала пройдут проработку и апробацию в течение двух и более лет. ЕГЭ 2025 года содержательно будет меняться только в том формате, который предусмотрен демоверсиями, опубликованными на сайте ФИПИ», – пояснил глава ведомства.
Заместитель руководителя Рособрнадзора Игорь Круглинский и директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова рассказали, какие предложения приняты для дальнейшей проработки и реализации.
Указывать, за какую ошибку эксперт снял баллы
Как пишет «Российская газета», поддержана идея, что при проверке экзаменационной работы должно быть указано, за какую ошибку и сколько баллов снял эксперт.
Директор ФИПИ Оксана Решетникова сообщила, что эту норму институт будет предлагать для внесения в порядок проведения государственной итоговой аттестации.
А вот говорить о том, что в ближайшем будущем в проверке работ будет участвовать искусственный интеллект преждевременно, сказаа директор ФИПИ.
«Искусственный интеллект, конечно, все активнее входит в нашу жизнь, но пока полностью доверить ему проверку ответов участников ЕГЭ мы не можем, — сказала Оксана Решетникова. — В ближайшее время займемся этим вопросом, все проанализируем».
Экзамены по математике: два в одном
Сейчас ЕГЭ по профильной и базовой математике сдаются в разные дни и оцениваются по-разному: профильный — по стобалльной шкале, базовый — по пятибалльной. Здесь ожидаются изменения.
Единые госэкзамены по математике базового и профильного уровней могут стать одним уже в ближайшее время. Их задумано объединить, но разделить на две разные по сложности части.
Выпускники, которым не нужна математика при поступлении в специализированный вуз, набрав необходимые для получения аттестата баллы в первой части, могут закончить работу, сдать ее и покинуть пункт проведения экзамена.
«Мы разработаем перспективную модель интегрированного ЕГЭ по математике, апробируем ее в субъектах России и представим к 2026 году итоги, — сообщила Оксана Решетникова. — Только после этого будем говорить о ее вводе в ЕГЭ».
Обязательные и вариативные модули на обществознании
В ходе всероссийского обсуждения в ЕГЭ по обществознанию было предложено выделить общую, обязательную для всех выпускников часть, и вариативные модули в зависимости от выбранного в дальнейшем направлении обучения в вузе: философия, социология, экономика, политология, право и т.д.
Как выяснилось, есть запрос от вузов на такое разделение.
Такое же разделение может появиться и в экзамене по географии. В зависимости от специальности, вузы заинтересованы в проверке знаний выпускников по экономической либо физической географии.
Устная часть на ЕГЭ по литературе
В ЕГЭ по литературе в дополнение к письменным заданиям может появиться устная часть.
В ходе обсуждения отмечалось, что у устного экзамена давняя традиция. Выпускники должны уметь и писать, и разговаривать.
Эксперты считают, что так можно проверять навыки выразительного чтения или риторики, а также задания творческого характера.
Оксана Решетникова полагает, что введение устной части ЕГЭ по литературе можно рассматривать в рамках перспективной модели. «Но это явно не вопрос двух лет», — отметила директор ФИПИ.
Экспериментальная часть
Вопрос о включении в ЕГЭ по физике, химии и биологии экспериментальной части вызвал большую дискуссию. Большинство ее участников считают, что идея отличная, но на практике ее реализовать пока сложно.
Далеко не везде есть качественное оборудование и квалифицированных специалистов, которые должны сопровождать проведение опытов в каждом экзаменационном пункте. В то же время было отмечено, что моделирование виртуального эксперимента не сможет в полной мере заменить умение проводить эксперимент реальный.
«Берем обязательство разработать перспективные модели реального и виртуального эксперимента и попробуем на 2026-2027 год выйти на апробацию этих подходов», — сообщила Оксана Решетникова.
Экзамен в компьютерном формате
До 2030 года эксперты проанализируют сдачу ЕГЭ и ОГЭ в компьютерном формате. В частности, будет рассмотрен опыт Москвы, где часть предметов после 9 класса сдается на компьютерах.
Кроме того, считает Оксана Решетникова, «нужен плотный диалог с регионами, чтобы понять возможности и риски, что ребенку доступно сейчас на любом уроке, чтоб на экзамене он не испытал удвоенный стресс, столкнувшись с новым форматом».
«Думаю, в перспективе к 2030 году, если регионы будут готовы, можно попробовать», — сказала директор директор ФИПИ.
Публиковать ли демоверсии?
Участники обсуждения не смогли прийти к единому мнению по поводу публикации демоверсии экзаменационных материалов. Одни эксперты говорят, что это провоцирует «натаскивание» на ЕГЭ по определенным предметам, отодвигая обучение по остальной школьной программе на второй план. Другие считают, что без примеров конкретных заданий, данных в демоверсиях, трудно объяснить и выпускникам, и педагогам, что их ждет на экзамене.
Решили провести отдельное широкое обсуждение этой темы.
Три ЕГЭ в технических вузах
В следующем году в ведущих технических вузах может начаться эксперимент. Предлагается принимать абитуриентов по сумме трех ЕГЭ — профильной математики, физики и информатики.
Знания по русскому языку тоже будут учитывать, но по принципу «зачет»/»незачет». При этом будет установлено минимальное количество необходимых для зачета баллов.
«Это предложение поддержано ведущими инженерными университетами нашей страны. Предлагаем двигаться постепенно к этой цели, чтобы дать время школьникам, школам, учителям к нему подготовиться», — сказал ректор МФТИ Дмитрий Ливанов.