Ученые Института образования Высшей школы экономики (ВШЭ) и сотрудники «Росатома» предложили экспертам, студентам и школьникам поучаствовать в опросе о мировых трендах в образовании на 2023 год и их актуальности для нашей страны.
Как сообщается на сайте Института образования ВШЭ, в ходе опроса выяснилось, что в 2023 году наиболее популярным будет гибридное обучение — совмещение очных форматов с дистанционными элементами и цифровыми технологиями (61,8 процента опрошенных).
Второй тренд — микропрограммы и мини-курсы (46,1 процента). В программировании, психологии и юриспруденции короткие и емкие учебные программы популярны уже давно. Эксперты считают, что тренд подхватят и в других сферах. Естественно, надо понимать, что короткие курсы не смогут заменить полноценное профессиональное обучение.
Третий тренд — совмещение учебы с практикой (38,7 процента). Как известно, сегодня и школы, и вузы работают над тем, чтобы ученики и студенты не только знали, но и умели применять знания в жизни. В профильных классах школ знакомят с основами будущей профессии, студенты проходят практику в реальных лабораториях на предприятиях.
Также эксперты отметили актуальность образовательного контента в популярных у молодежи соцсетях (37,7 процента). Считается, что новомодный жанр «обучение через развлечение» может восполнять пробелы обычного образования и повышать мотивацию к учебе.
В топ-10 трендов также попали: автономное обучение (33,2 процента) — ученик не просто получает знания, но берет на себя основную часть ответственности за результат; образование для психологического здоровья (24,6 процента) – этот тренд отметили женщины и юные участники опроса (до 21 года); учет домашней среды (17,9 процента) – участие родителей в образовании будет возрастать; совместный просмотр видео (17,2 процента) — к видеоматериалам в образовании обращаются все чаще, умение преподавателей правильно их использовать становится особенно важным; рефлексия негативных эмоций (12,4 процента) — этот тренд чаще выбирали участники опроса моложе 21 года; беседы на прогулке (9,1 процента) — это нравится горожанам и работающим в дополнительном образовании.
Исследователи подчеркивает актуальность сетевых технологий и сотрудничества в обучении. В образование пришли новые акторы, отмечают они, появились новые каналы получения знаний и навыков, новые способы объединяться в учебную группу — например, вокруг просмотра видео или популярного блога. Живой отклик, который вызвали эти тренды у школьников и студентов, отмечают ученые, говорит о том, что преподавателям стоит обратить на сетевые технологии больше внимания.