С нового учебного года школы России будут вести профориентацию по программе «Россия – мои горизонты». Готовить к выбору будущей профессии начнут с шестого класса, рассказала «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.
Депутат напомнила, что такая практика была в советских школах. К примеру, девочки учились на телефонисток, а мальчики — на водителей. В итоге ученики при выходе из школы уже обладали какими-то первичными навыками профессии.
Современную профориентацию будут проводить в рамках урочной, внеурочной и дополнительной деятельности. В том числе запланированы экскурсии на предприятия и другие акции.
Новый урок будет введен по аналогии с «Разговорами о важном», пояснила Ольга Казакова. Депутаты предложили его назвать «Россия — мои горизонты». На занятии школьникам расскажут, из каких профессий состоит мир, какие навыки для них нужны, где какие зарплаты.
Как пишут «Известия» со ссылкой на документы Министерства просвещения России, образовательная организация вправе выбрать один из трех уровней профориентационного обучения: базовый (не менее 40 часов за учебный год); основной (не менее 60 часов за учебный год); продвинутый (не менее 80 часов за учебный год).
Ученики младших классов будут смотреть тематические ролики, где ту или иную профессии представляет мультяшный персонаж. Ребятам простым и понятным языком объяснят, как они могут выбирать свой трудовой путь и заниматься общественно-полезной деятельностью.
Методические рекомендации предусматривают семь направлений реализации профориентационного минимума:
- Внеурочная деятельность, в рамках которой на классном часе раз в неделю школьники будут проходить профориентационные мероприятия: диагностические тесты, проектную деятельность, профориентационные программы, просмотр онлайн-уроков, коммуникативные и деловые игры, беседы с педагогами и психологами, мастер-классы и другие виды активности;
- Урочная деятельность, предполагающая 100 часов углубленного изучения школьных дисциплин: физики, химии, математики и технологии. Надстройка к программе, разработанная Фондом гуманитарных проектов, построена таким образом, чтобы приблизить учеников к основам профессий;
- Воспитательная работа, позволяющая ученикам познакомиться с миром профессий поближе — в том числе дни открытых дверей в колледжах и вузах, встречи с представителями разных специальностей, тематические ярмарки и выставки, конкурсы и чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий;
- Дополнительное образование, позволяющее ученикам, уже выявившим свои профессиональные склонности, посещать занятия, направленные на удовлетворение их образовательных потребностей;
- Профессиональное обучение, базирующееся на программах подготовки существовавших учебно-производственных комбинатов;
- Взаимодействие с родителями или законными представителями. Планируется проводить не менее двух собраний в год с участием представителей разных профессий;
- Профильные предпрофессиональные классы — комплексные формы обучения, объединяющие все вышеперечисленные направления подготовки. Учебное заведение заключает партнерское соглашение с профессиональной организацией, которая может выступать потенциальным работодателем для будущих специалистов. Классы могут носить инженерную, космическую, медицинскую, педагогическую, предпринимательскую или информационно-технологическую направленность.