В идеале при планировании занятий сочетаются интересы учеников и учителей, но во Всеволожском центре образования такое невозможно
«Седьмая перемена» много раз писала о переполненности Всеволожского центра образования. По нормативам в школе должно быть 600 учеников, а за партами сидит в два с лишним раза больше. Это отражается на всей жизни учебного заведения, в том числе на расписании уроков.
В редакцию пришли ученики одного из седьмых классов и попросили выяснить, почему в ВЦО такое неудобное расписание уроков. Мы переадресовали вопрос заместителю директора ВЦО Екатерине Петровой, которая отвечает за его составление.
— Екатерина Ивановна, сначала поясните, как составляется расписание?
— Изначально определяется нагрузка для учителей, кто будет работать, в каких классах. В соответствии с учебным планом на каждый класс, предмет есть определенное количество часов. Исходя из этой информации, я начинаю составлять расписание, заполняю специально разработанную таблицу. Она дает мне подсказки, чтобы не было раздвоения уроков, в одно время чтобы у одного класса не было разных уроков. Чтобы у учителя не было в одно время два класса. И после этого я заполняю кабинеты, чтобы каждый класс был в своем кабинете.
— Почему в один день могут быть две математики и два русских?
— Потому что учителя работают не каждый день. Вы учитесь шесть дней в неделю, а у учителей обязательно должен быть один день в неделю методический. И если методический день у вас совпадает, то в другой день у вас два урока.
— Получается, что приоритет отдается учителям?
— В нашей школе приоритет – кабинетам. (Улыбается.) Нет, конечно, расписание изначально составляется для детей. Надо, чтобы у них не было перегрузки, чтобы было шесть-семь уроков. И учителя в гораздо худшем положении оказываются по сравнению с детьми: у них много окон получается в течение рабочего дня, ходят по разным кабинетам. Негативных моментов больше. Детям, конечно, неудобно – два русских и т.д., но это допустимо по нормам.
— Идеально, когда сочетаются интересы детей и педагогов. Такое удается достигать?
— Это удавалось достигать несколько лет назад. Сейчас так сделать сложно. Мы переполнены больше, чем в два раза. И из-за этого приходится жертвовать многим. И учителя страдают, потому что они работают с утра до вечера с «окнами». Или, наоборот, проводят много уроков подряд, что тоже очень тяжело.
— У учеников тоже бывают окна.
— Окна только в 10, 11 классах, в других классах их нет.
— Нам шестиклассники и семиклассники говорили об окнах.
— Это только у спортсменов. Мы не считаем это окном, это время на самостоятельную работу, на домашнее задание. Они занимаются с воспитателями, а потом уходят на тренировку. А так в десятом классе есть «окно» и есть также, что нежелательно, когда ко второму уроку дети приходят. И есть несколько таких вариантов в среднем звене.
— Есть еще вопрос по классным часам.
— Да, из-за нехватки кабинетов они на переменках проводятся.
— И в восемь часов утра.
— Да-а. Без комментариев. (Улыбается.)
— Почему сложные предметы ставятся в один день?
— Было бы лучше, если бы было свободнее. Мы этот вопрос тоже рассматриваем. Есть сложные предметы, коэффициент сложности предмета. Но в нашем случае это выдержать очень сложно. Действительно, есть трудные дни. Когда расписание составлено, я обязательно проверяю, чтобы у детей один день среди недели был «легким». Сложный день, они все сложные, но один день облегченный обязательно должен быть.
— А понятие «сложный предмет» индивидуальное?
— Да. Но есть общепринятая таблица сложности предметов.
— Ваша компьютерная программа это учитывает?
— Нет.
— Какой предмет по этой системе считается самым сложным?
— Химия, физика, математика.
______
О решении проблемы переполненности Всеволожского центра образования говорится уже несколько лет. Одно время речь шла о возведении пристройки, а фактически – о строительстве еще одной такой же школы. Но проект, подготовленный администрацией района, поставили под сомнение в областном комитете по архитектуре и строительству. Возражения были логичные. Школа рассчитана на 600 учеников, сейчас за партами сидят почти полторы тысячи человек. И второй корпус, в котором может поместиться до 600, окончательно проблему не решит.
Вместо пристройки предложили возвести совершенно новую школу на 1200 мест. Для этого надо было договориться об объединении двух участков, находящихся в частной собственности, начать проектирование и т.д.
А потом все затихло и часть учеников началки стали возить на занятия в школу №5.
Пока решаются все эти проблемы, в ВЦО совершенствуют искусство невозможного при составлении расписания уроков.
Алена Максимова Григорий Михайлов