О задержке школьников после звонка, допуске на урок опоздавшего и своевременном оповещении о контрольных работах
В заседании дискуссионного клуба «Седьмой перемены» участвуют: учитель истории и обществознания Светлана Владимировна Жумагмалиева, учитель английского языка Марина Александровна Кесян, а также ученики и корреспонденты «Седьмой перемены» — Андрей Моисеев, Анастасия Томкив, Анастасия Четверикова, Матвей Дуров. Вопросы из школьного коридора задают корреспонденты «Седьмой перемены» Татьяна Антоненко и Влад Коробских. Ведет дискуссию Мария Матвеева.
Светлана Жумагалиева Марина Кесян Андрей Моисеев
Анастасия Томкив Матвей Дуров Анастасия Четверикова
Задержка после урока
— Имеет ли учитель право оставлять ученика после урока, отнимая время от перемены? – спрашивает Татьяна Антоненко. — Школьник не успевает отдохнуть, настроиться на следующий урок.
Марина Кесян: Один раз я оставила пятый класс из-за того, что дети не подготовили домашнее задание. Это был последний урок, и я сказала: «Раз у вас нет времени дома, делайте при мне». И теперь они всегда готовы к уроку.
Матвей Дуров: Если есть веская причина, учитель вполне может оставить учеников после урока.
Мария Матвеева: Какая, например?
Матвей Дуров: Допустим, это урок подготовки к контрольной работе по математике. Учитель не успел порешать перед классом все задания, остались самые сложные. И если он отпустит учеников, никто с этими темами не справится. Отпускать — недальновидно с его стороны.
Мария Матвеева: По закону, ученик, даже не зная тему, может встать и выйти.
Андрей Моисеев: Ты, конечно, можешь встать и выйти, но потом у тебя будут последствия.
Мария Матвеева: Это последствия для конкретного человека, и он несет за них ответственность. Учителю отводится 40 минут, чтобы дать знания. Не уложился за это время, ученик может выйти из класса, потому что это перемена, время отдыха.
Матвей Дуров: Почему мы превращаем процесс обучения в какую-то гонку cпидеров, как модно сейчас в мировом сообществе?! Это когда за определенное время нужно многое успеть.
Светлана Жумагалиева: Я только хотела это сказать, ты у меня прямо с уст фразу снял! Мы не должны ходить по расписанию, как электрички.
Марина Кесян: Да, урок идет 40 минут, но ситуации на нем возникают разные. Например, ученик опоздал, отвлек учителя, это минус две минуты. Другой уронил ручку, еще минус минута. «Можно я выйду?» — еще три минуты. Сколько минут уже получается?! Шесть. За такое время я многое могу дать детям. И на эти шесть минут задерживаю класс.
Светлана Жумагалиева: Встать и выйти — это неуважение. Ученик должен спросить разрешения.
Не пускать нельзя, но…
Анастасия Четверикова: Может ли учитель не пустить на урок опоздавшего ученика?
Марина Кесян: Мы обязаны пустить ученика, но при этом записываем в журнале, что ребенок опоздал и на какое время. Мы не имеем права выставить ученика из класса. Если такое случается, доводим информацию до директора, но я что, должна оставить класс, чтобы его вывести?!
Мария Матвеева: А если учитель все-таки не пускает, у нас в классе такое было. Что в таком случае делать ученику?
Марина Кесян: Дежурный преподаватель должен записать, что он опоздал на уроки. Учитель может что-то сказать ученику, пожурить, но потом он все равно его запустит. У меня в классе никто не жаловался, что его не пустили, даже если опоздал. Если вдруг возникает такая ситуация, ребята говорят: «Марина Александровна, я опоздал по такой-то причине, вы со мной пройдите на всякий случай». Я иду, и учитель всегда входит в положение. Все решается путем общения.
Светлана Жумагалиева: А если ребенок все делает демонстративно, его цель — сорвать урок, то это не очень приятно для учеников, которые сидят и хотят получать знания. Если ребенок опоздал и тихонько попросит учителя его впустить, то ни один педагог не скажет: «Пошел вон, постой за дверью!»
Не предупредили о контрольной?
— Почему не всегда соблюдается право на своевременное оповещение о контрольных? – спрашивает Владислав Коробских. — Были случаи, когда готовишься к уроку, приходишь, а тебе дают контрольную…
Андрей Моисеев: У меня ни разу не было такой ситуации. Нас всегда предупреждают за пару дней или уроков до работы.
Анастасия Томкив: Бывают случаи, когда тебе говорят о контрольной за день, и ты уже не успеваешь к ней подготовиться.
Матвей Дуров: А почему не успеваешь? Если тебе это нужно, сможешь найти время, пойдешь на лишения, чтобы повторить материал.
Анастасия Томкив: То есть жертвовать своим временем, сном, здоровьем.
Андрей Моисеев: Давайте учтем, что школьная программа рассчитана на среднестатистического ученика, и даже ниже.
Матвей Дуров: Любую контрольную можно написать, если ученик слушал на уроках и запоминал. Готовиться не обязательно. Но если ты отсутствовал на некоторых уроках, пропущенные темы надо наверстывать.
Мария Матвеева: Ты считаешь, что мы должны помнить все темы, которые проходили. Ты можешь сказать, что вы проходил в начале года?!
Матвей Дуров: Распад Западной Римской империи!
(Общий cмех.)
Мария Матвеева: Хорошо. А по математике?
Матвей Дуров: Сложение и вычитание дробей!
Анастасия Четверикова: Бывает, на контрольной дается тема, которую не проходили или не обращали на нее внимания на уроке.
Андрей Моисеев: В таких случаях баллы по теме не засчитывают, это правильно.
Матвей Дуров: Странно, что учитель не акцентировал на этом внимание.
Андрей Моисеев: При таких ситуациях надо задавать вопросы учителю, он всегда найдет решение проблемы.
Марина Кесян: Учитель всегда идет на контакт с учеником, выслушивает, отвечает, но часто дети не задают вопросы, приходят домой и затаивают обиду.
Мария Матвеева: А вы не думали, почему ученик не подходит к учителю?
Анастасия Четверикова: Мы, несколько человек из класса, подходили к педагогу. Он сказал: «Как поймете, так и решайте».
Светлана Жумагалиева: Нам всегда надо разговаривать, общаться, тем более в таких ситуациях.
Общее мнение: Права учеников, о которых в последнее время много говорят, невозможно реализовать без конструктивных человеческих отношений школьников и педагогов.
Мария Матвеева