Заместитель директора Всеволожского центра образования Александр Цветков рассказал «Седьмой перемене» о переходе на электронное обучение
— Александр Геннадьевич, давайте уточним: что такое электронное обучение?
— Это обучение с использованием электронных информационных технологий. У нас в каждом классе стоит проектор, его использование – уже электронное обучение, как и электронные учебники, доски, электронный дневник.
— Если есть электронный дневник, то бумажный уже не нужен.
— Да, несколько лет назад наша школа перешла к использованию дневника только в электронном виде. И с тех пор обучающиеся и их родители должны почаще в него заглядывать. К сожалению, не все имеют такую привычку, хотя это достаточно удобно преподавателям, родителям, детям.
— В некоторых школах России уже нет учебников, тетрадей, бумажных дневников. У нас такое будет?
— Время не стоит на месте, и цифровые технологии активно входят в нашу жизнь. Представьте, первоклассникам и второклассникам не надо будет тащить тяжелый портфель, а достаточно просто взять планшет. Но есть обстоятельства, которые пока этому мешают. Например, не все родители могут позволить себе купить детям планшет. А если не 100-процентный охват обучающихся гаджетами, какое может быть электронное обучение? Надо также очень внимательно посмотреть, какие учебники использовать, какие учебно-методические комплексы применять. Третье – нормы СанПиНа, которые не позволяют непрерывное использование компьютера, например, учащимся пятых и шестых классов – не более 30 минут, а учащимся первых и вторых классов — не более 20 минут.
— Это вредно для зрения?
— Да, хотя медики говорят, что сегодняшнее поколение рождается с более адаптированным зрением. Говорят, что по сравнению с предыдущими поколениями, слух у детей развит немного хуже, а зрение намного лучше. Оно не так быстро портится, привыкает. Кроме того, электронное средство влияет на утомляемость.
— Если будет Интернет, то многие начнут отвлекаться на мультики и т.д.
— Этот момент тоже надо предусмотреть. Должен быть закрытый Интернет с хорошей скоростью, одно дело, когда 10 человек выходят в Глобальную сеть, а другое — 15 классов, которые сейчас одновременно учатся. Это должна быть система с хорошей пропускной способностью. Нужен защищенный Интернет, чтобы открывать определенные сайты, к которым есть доступ. При этом ученик не имеет физической возможности выйти на какой-то другой ресурс.
— Такая система в школе уже есть.
— Да, речь о «Мобильном электронном образовании». К этой платформе подключена вся школа, там достаточно учебного материала. Есть система WI-FI. Практически в каждом кабинете стоит роутер, значит, качество связи, пропускная способность достаточно большая. Но сейчас у всех детей телефоны с Интернетом 3G. Станет ли ребенок смотреть мультики на уроке или нет? Если урок построен интересно, ученик задействован в учебном процессе, то ему просто некогда будет этим заниматься. И здесь хочу заметить одно важное обстоятельство: электронное обучение никогда не заменит учителя. Это лишь один из современных инструментов педагогической практики.
— А если школьник разобьет планшет.
— Вопрос серьезный. Как тут регулировать отношения? Пусть родитель возмещает? А может, лучше, если ребенок принесет свой планшет. Наверное, ему так будет удобно, поскольку есть понятный интерфейс, все папочки созданы. Но опять же, все ли родители сегодня могут себе это позволить? Есть действительно много вопросов, которые необходимо решить.
— А если дома будут бумажные учебники и тетрадки, а в школе – встроенные в парту планшеты. Их не уронят.
— Вариант интересный, но опять встает вопрос норм СанПиНов и здоровья ребенка. То, что сегодня некоторые дети по четыре-пять часов сидят за компьютером или в телефоне, и для них это своего рода «жизнь» – не нормально. Безусловно, здесь важен контроль со стороны родителей. А если они еще в школе на протяжении пяти-шести уроков будут это делать? И опять же, не всегда нужны планшеты, много уроков могут проходить без них.
— Насколько безопасным будет электронное обучение от взломщиков, вирусов?
— Это закрытые системы. Разработчики, с которыми мы сотрудничаем, обещают нам защиту от спама и ненужной информации.
— Какие еще шаги будут сделаны в школе для развития электронного образования и когда?
— У нас есть WI-FI, система «Мобильное электронное образование», электронный журнал. Это уже немало. В школе разработана программа дальнейшего развития. Мы хотим создать цифровую образовательную среду. На первом этапе планируем соединить «Мобильное электронное образование», электронный дневник и медиатеку.
— Что такое медиатека?
— Это портал, созданный нами, нашими учителями. Там хранятся их наработки — электронные материалы, планы-конспекты уроков, видеоролики и т.д. Мы создаем базу нашего учреждения, и тогда любой учитель, особенно если это начинающий педагог, может обратиться к этому ресурсу и посмотреть, как другие педагоги строят урок, найти какие-то интересные материалы. Не самому где-то искать, а использовать материал, уже апробированный старшими коллегами.
Мы хотим все эти три ресурса соединить в единую образовательную цифровую среду, чтобы любой обучающийся, родитель, учитель по единому паролю мог зайти туда и воспользоваться имеющимися средствами. Сюда также можно подключить электронную библиотечную систему, школьный сайт, другие внешние информационные ресурсы. Тут большой простор.
— Недавно в столовой введена оплата по индивидуальным карточкам.
— Да, в создаваемой среде родители могут не только проверять оценки в электронном журнале, но и производить оплату за питание своих детей. Все открыто, доступно и удобно. Сюда же можно отнести систему входа в школу, видеонаблюдения.
Анастасия Томкив