6 декабря ученики 11 классов Всеволожского района писали итоговое сочинение (изложение). Напомним, успешный результат этого испытания является условием допуска выпускника к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Работу писали 1612 человек
Как сообщила «Седьмой перемене» координатор Единого госэкзамена Всеволожского района Надежда Олеговна Калиниченко, на итоговое сочинение было зарегистрировано 1644 выпускника из 39 школ муниципалитета. На сочинение записались 1640 человек (98,8 процента), на изложение четыре человека (1,2 процента).
Изложения имеют право выбрать ученики с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в санаторно-курортных организациях, обучающиеся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Проведение итогового сочинения (изложения) было организовано в 15 пунктах на базе образовательных учреждений.
В итоговом испытании по разным причинам участвовали не все выпускники. Работу писали 1612 человек (98 процентов). Из них сочинение выбрали 1608 участников (98 процентов), изложение – четыре участника (1,2 процента).
Все прошло штатно, без организационных нарушений. Выпускники писали работы 3 часа 55 минут. Для участников с ограниченными возможностями здоровья добавлялись дополнительные полтора часа.
Требования к сочинению и советы педагогов
Как уже писало сетевое издание «Седьмая перемена. Поколение online», минимальный объем сочинения — 250 слов, но выпускникам рекомендуется написать не менее 350, чтобы не получить «незачет» из-за недостаточного объема работы. Обязательное требование к сочинению — самостоятельность его написания. «Можно использовать цитаты, но их объем не должен быть больше вашего рассуждения, — отмечала перед проведением сочинения руководитель комиссии по разработке экзаменационных материалов по литературе Лариса Новикова. — Конечно, нужно будет указать, из какого текста взят процитированный фрагмент. Если не помните цитату дословно, не беда — используйте косвенную речь, чтобы избежать фактической ошибки».
Педагоги советуют: выбрав тему, ответьте для себя коротко на ее вопрос — это и будет основная мысль вашего сочинения. И хорошо, если она прозвучит в начале работы.
Тезисы должны быть обоснованы и проиллюстрированы литературным материалом. Нельзя использовать фанфики, мангу, графический роман. Ссылок на просмотренные кинофильмы или личный жизненный опыт без использования литературных примеров также будет недостаточно.
Отзывы участников итогового сочинения
— Я очень сильно волновалась, — признается ученица Всеволожского центра образования Анастасия Клюева. — Мы писали сочинение в пункте, расположенном во Всеволожской школе №6. В кабинете были две очень доброжелательные женщины, которые все нам очень хорошо объяснили. Предложенные темы оказались совсем не сложными. Конкретно к таким мы не готовились, но подобные рассматривали. Я выбрала тему «Какими качествами обладают люди, способные изменить мир к лучшему?» Писала о том, что это могут сделать великодушные и отзывчивые люди. В качестве примера взяла рассказ Александра Куприна «Чудесный доктор», главный герой которого врач, помогающий людям не только лекарствами и добрыми советами, но и деньгами.
— К итоговому сочинению я подготовилась в течение трех месяцев, — рассказывает ученица Всеволожского лицея №1 Милана Мирсаидова. — Прочитала повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», которая подходит почти ко всем темам. Читала также другие произведения классиков. В итоге выбрала тему «Что мешает человеку быть счастливым?». Она мне интересна и по силам В качестве аргумента я привела рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека», а также роман Анны Тодд «После». В нем хорошо раскрывается тема долгой разлуки, что мешает главным героям быть счастливыми. Организация в пункте проведения сочинения была хорошей, инструктаж ясный и понятный. Я уверена, что сдала этот экзамен хорошо.
— Итоговое сочинение — первый шаг к окончанию школы, поэтому было небольшое волнение, — рассказывает ученица Всеволожского центра образования Дарья Гриценко. — В пункте проведения нам все очень хорошо рассказали. Предложенные темы показались мне не очень сложными. Писала о том, что мешает человеку быть счастливым. Мой жизненный опыт подсказывает, что очень часто человеку мешает быть счастливым высокомерие, гордыня, неумение и нежелание принять ситуацию и начать ее исправлять. В качестве примера я взяла классические произведения — «Преступление и наказание» Федора Достоевского и «Макар Чудра» Максима Горького. В последнем рассказывается о двух влюбленных цыганах, которые не смогли усмирить свою гордыню. Девушка унизила парня, и он ее убил. А потом сам пал от рук отца… Советую не волноваться на экзаменах и готовиться.
Когда подведут итоги
Работы итогового сочинения (изложения) будут проверяться до 13 декабря. Критериям оценивания составлены на федеральном уровне. Никаких изменений по сравнению с прошлыми годами в них нет.
К работе предъявляются два требования (объем и самостоятельность написания сочинения) и применяются пять критериев (соответствие теме; аргументация и привлечение литературного материала; композиция и логика рассуждения; качество письменной речи; грамотность).
После проверки работы будут размещены в личных кабинетах выпускников на официальном портале результатов ЕГЭ.
Участники, не пришедшие 6 декабря на итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине, а также получившие «незачет» по работе, будут приглашены на написание работы в дополнительную дату — 7 февраля 2024 года.
Павел Ермошин