ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ ОТДЕЛИЛИ 

Наша страна
Фото: tj.sputniknews.ru.
Фото: tj.sputniknews.ru.
После года работы учительница ушла из класса, в котором собрали учеников, не говорящих по-русски. На ее место назначили нового педагога

В начале нового учебного года в Волгограде сложилась сложная ситуация вокруг класса мигрантов в одной из школ областного центра. Все началось с сообщения регионального портала V1.RU. Журналисты сетевого издания рассказали, что после года работы учительница отказалась быть классным руководителем для детей, приехавших из стран СНГ и практически не говорящих по-русски.

Как пишет сетевое издание, в прошлом году руководство школы в одном из поселков Волгограда решило объединить детей из СНГ с плохим знанием русского языка в один класс и обучать по индивидуальной программе. По итогам успеваемости планировалось подумать о том, чтобы перераспределить детей из 1ж в другие классы.

Многие родители учеников 1ж класса были недовольны, что их детей отделили от русскоговорящих. Они считали, что это может навредить социализации школьников и интеграции в российское общество.

Руководство доверили молодой учительнице, которая за свою карьеру успела выпустить из начальной школы один класс. Фактически она была единственным русскоговорящим человеком в классе.

В прошлом году педагог рассказывала местным СМИ о трудностях в своей работе. Она говорила, что дети очень трудолюбивые, старательные, но они часто приходили с невыполненными домашними заданиями, потому что не могли разобраться, а родители тоже не понимали, что требуется сделать. Остается только догадываться, как шло обучение детей в этом классе.

Корреспонденты V1.RU попытались выяснить, как как прошел первый год обучения детей мигрантов у директора школы, но та от разговора уклонилась: «Все комментарии через департамент образования».

Руководство школы было не готово комментировать факт ухода учителя из необычного класса.

В администрации Волгограда в ответ на обращение корреспондента попросили направить письменный запрос. Запрос отправлен, пишет издание, на момент публикации материала ответа не было.

1 сентября 2023 года на сайте школы опубликовали перечень педагогов, в котором учительница, ушедшая из «уникального класса», значится преподавателем одного из предметов. Связаться с самой учительницей журналистам не удалось — ни один из ее телефонов не отвечал…

После этой публикации появились официальные сообщения.

Администрация Волгограда: «Информация об отсутствии учителя в одном из начальных классов в МОУ СШ N 33 не соответствует действительности. Педагогический состав в школе сформирован в достаточном количестве для обеспечения образовательного процесса для всех классов.
У всех без исключения классов данного учебного корпуса школы N 33 прошли торжественные линейки и состоялись занятия в первый учебный день. По факту появления и распространения недостоверной информации готовится обращение в прокуратуру».

Прокуратура Волгоградской области: «Прокуратурой Волгоградской области организована проверка сведений ряда СМИ о том, что в одном из образовательных учреждений пос. Аэропорт г. Волгограда отсутствует педагог в классе с учениками, не в полном объеме владеющими русским языком. По итогам проверки, при наличии оснований, будет решаться вопрос о принятии мер прокурорского реагирования».

Председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Лариса Савина рассказала РИА Новости, что учительница, работавшая в прошлом учебном году в классе с детьми мигрантов по специально разработанной программе, не ушла из школы. Руководитель ведомства уточнила, что педагог вела два класса, а в этом году попросила снизить нагрузку.

«На этот класс пришел опытный педагог первой категории, — сообщила Лариса Савина.  — Учебный процесс не будет нарушен. Они идут последовательно по программе, которая была для них разработана. С родителями в контакте. Уверена, зная директора школы и педколлектив, что все выстроится, все сложится с новым педагогом».

Комментарий сетевого издания «Седьмая перемена. Поколение online»

Эта ситуация проявила немало проблем. Первая — культура информационного взаимодействия между СМИ и органами власти разного уровня, муниципальными, региональными и государственными учреждениями.

Администрация Волгограда пишет, что информация о том, что дети мигрантов остались без классного руководителя, не соответствует действительности, что для всех классов школы прошли линейки, у всех есть классные руководители. Понятно, что обратная ситуация в школе недопустима, но публикация V1.RU фокусировалась на другом, на том, что учительница отказалась от необычного класса, с которым работала год. Издание не утверждало, что педагогу не нашли замену, оно, не получив официального ответа из инстанций, вынуждено было задавать вопросы. Если бы все, к кому официально обращались журналисты (первым делом — мэрия), своевременно дали комментарии, не пришлось бы писать строгих сообщений.

Мы считаем, что в сложившейся ситуации гораздо важнее говорить о сути вопроса, вокруг которого появился такой накал.

Известно, что в языковой среде, в каждодневном общении адаптация и интеграция мигрантов происходит гораздо быстрее. Это в равной мере относится и к взрослым, и к детям. Такого опыта в России накоплено достаточно и на производстве, и в школах. Отстающие в самом начале приезжие ученики, контактируя со сверстниками и педагогами, быстро осваивают язык и продолжают заниматься вместе со всеми. И, конечно же, к этим ребятам на каждом этапе нужен индивидуальный подход. Мы, общество, родители, педагоги и дети, должны протянуть им свою руку, взявшись за которую дети мигрантов смогут пойти рядом, на первых порах неуклюже и даже смешно, но это даст им шанс почувствовать себя своими, равными и подтянуться до общего уровня, пойти вместе со всеми.

Можно ли сказать, что в волгоградской школе и в вышестоящих городских инстанциях были готовы к решению такой сложной социокультурной задачи? Организаторы и администраторы образования наверняка консультировались со специалистами по межнациональным отношениям. Хорошо ли они «усвоили урок»? Не было ли у них стремления решить вопрос «эффективно» и технологично?

В прошлом году руководство школы посчитало, что объединение детей мигрантов в один класс — это правильная мера, благодаря которой ребята быстрее получат необходимую базу и смогут лучше влиться в другие классы. По задумке администрации учебного заведения, так было проще обучить детей языку и подготовить к интеграции в школьное общество.

Организаторы образования (не только в Волгограде) явно недооценивают опасность пусть и временной, но «резервации». Не случайно руководству волгоградской школы об этом говорили родители детей, объединенных в один класс по языковому признаку. Когда школьников иных национальностей сразу отделяют от других ребят, это может повлиять на их сознание и психику.

Решать задачу таким способом можно при выполнении главного условия – классным руководителем должен быть подготовленный человек. Не просто хороший учитель, а опытный педагог. Не просто учитель, а педагог, знакомый с национальными культурами исторической России (вместе со странами ближнего зарубежья), с тем, как складывалось и формировалось наше полиэтническое государство. Наконец, это должен быть человек, понимающий принципы межнациональных отношений в нашей стране, имеющий практику их применения, любящий людей и детей иной культуры, знающий эту культуру и другие языки. Согласитесь, это уникальный специалист. Таких можно готовить из учителей, приехавших из ближнего зарубежья.

О том, что учительница, ставшая классным руководителем необычного детского сообщества, имела какую-то особую подготовку и склонность к такой работе, ничего не сообщается. В итоге обычный хороший педагог попала в очень сложное положение. Она не имела должного опыта для работы в такой ситуации. Скорее всего, у учительницы нет знания языков стран СНГ, а в школе не было переводчиков. Остается только догадываться и удивляться, как педагог и ребята общались. При таком раскладе была ли у учительницы возможность помочь детям-мигрантам выучить язык и наверстать остальных первоклашек?

Из официальных сообщений, появившихся после публикации, видно, что эта учительница еще и СОВМЕЩАЛА классное руководство. Педагогу и так было невероятно сложно с уникальными учениками, а у нее, оказывается, был еще один класс…

В августе этого года появилась информация, что в общеобразовательных учреждениях России могут ввести ограничения по количеству учеников-мигрантов с недостаточным знанием русского языка. Предполагается, что в каждом классе будет учиться не более 10 процентов ребят из ближнего зарубежья.

Дети мигрантов будут и дальше прибывать в Россию, и система просвещения должна быть готова работать в такой ситуации. Не относиться к ней как к временному неудобству, а видеть системность проблемы, отвечать на вызов времени не линейно, а гибко и творчески, с пониманием того, что мигранты из так называемого ближнего зарубежья — это не какие-то пришельцы из иных миров, а НАШИ ЛЮДИ, которые по геополитическим причинам временно оказались изолированными от Родины. Необходимы в равной мере как специальные методики, «дорожные карты» и индивидуальные маршруты для работы с такими ребятами, так и понимание того, кем они являются, уважение и любовь к этим людям, чем всегда отличалась Россия от западных стран-колонизаторов. Это важнейшая составляющая нашего генетического, культурного кода.

Случай в волгоградской школе в который раз напоминает, что наша страна уникальна. Историческая Россия (Евразия) сформировалась как многонациональное государство. И все народы, живущие в современной РФ и в странах ближнего зарубежья, — это огромное евразийское сообщество, прошедшее сложный и уникальный путь развития. И каждый культурный человек (а учитель и организатор образования особенно) должен это понимать. Понимать и осознавать, насколько сложна и хрупка ткань межнациональных отношений и каким мастерством, оснащением, а порой и искусством необходимо обладать тем, кто к ней прикасается…

close

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждый день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *