Незадолго до Дня учителя педагоги Всеволожского центра образования рассказали о своих необычных профессиональных приемах
Знакомая ситуация: ученики не настроены на работу, шумят, невнимательно слушают учителя. Как в эту минуту должен вести себя педагог? Повышать голос? Говорить что-то нравоучительное? Опытные педагоги знают, что прямолинейные назидательные слова на школьников не действуют. К ним нужен особый подход. Какой? Перед Днем учителя «Седьмая перемена» попробовала найти ответ на этот вопрос.
— У меня на уроке все ведут себя подобающе, — говорит учитель биологии Татьяна Алексеевна Егошина. — Как я этого добиваюсь? Это мой профессиональный секрет.
— Мы знаем, что все ученики затихают, когда вы называете их «леди и джентльмены». В таком обращении нет иронии?
— Нет. Я считаю, что это уже взрослые люди, мужчины и женщины, поэтому такое обращение уместно.
— А почему не сударь и сударыня?
— Это звучит по-другому…
— …и не дает такого эффекта, — заканчиваем мы мысль педагога.
— Обычно достаточно взгляда, чтобы ребята успокоились, — рассказывает учитель математики, алгебры и геометрии Юлия Викторовна Антонова.
— А если они не понимают, продолжают плохо себя вести?
— Тогда могу заставить их приседать. У меня же спортивные классы.
— И сколько раз они приседают?!
— Начинаем с 30.
— Ого!
— Они спортсмены, им это не сложно. Как раз вчера новый 5е класс шумел, и мы приседали…
— Я всегда, когда беру новый класс, говорю: «Ребята, давайте вспомним Кота Леопольда! Давайте жить дружно!» — рассказывает учитель русского языка и литературы Марина Павловна Шестакова. – Если кто-то зашумел, зашуршал, я останавливаюсь. Ученики знают: если я остановилась, значит, что-то не так, и быстро все прекращают. Кричать, ругаться? А какой смысл? Я никогда этого не делала. Дети послушают меня и скажут: «Как здорово, что мы учительницу довели».
И еще один момент. Я сразу предлагаю: «Ребята, раз мы коллектив, значит, один за всех, все за одного». Если кто-то нарушает порядок, опоздал или еще не приготовился, мы все его ждем, хотя по пословице семеро одного не ждут. Я говорю: мы всем классом будем ждать, когда этот товарищ приготовится, а на переменке позанимаемся. Это здорово срабатывает — человеку не хочется, чтобы на него обозлился весь класс.
На уроках учителя математики Генриетты Ивановны Петровой не забалуешь. Мало того, она не может слышать, когда ученик говорит: «Я вам сдал» (выполненную работу). Генриетта Ивановна вызывает человека, сказавшего эти слова, к доске и просит написать фразу: «Я учусь для себя». А потом советует сделать это девять раз. «Почему девять?» — спрашивают ее. «Если сказать столько раз, то человек поверит во что угодно», — смеется педагог.
Бывает, Генриетта Ивановна входит на урок, но при ее появлении не все встают. «Извините, я, наверное, не вовремя, — говорит Петрова. — Я выйду и зайду еще раз». Когда математичка возвращается, все ученики стоят и улыбаются.
— А у вас на уроках есть какие-то приемчики, армейские «прихваты», помогающие навести дисциплину? – спросили мы у учителя химии Алексея Михайловича Зяблова, в прошлом — военнослужащего.
— Конечно. Иногда говоришь в шутку, а все понимают, что это серьезно. Как говорится, «не хотите сейчас, будете делать ночью».
Естественно, кроме таких своеобразных приемов, в арсенале каждого учителя много более понятных методов. Они помогают и дисциплину держать, и знания доносить.
— Я очень люблю на уроке играть, — улыбается учитель английского языка Елена Викторовна Бутина. — С третьим классом мы играем с воздушными шариками, когда вспоминаем цвета. Ученик подбрасывает вверх воздушный шарик, и, пока длится полет, должен вспомнить и назвать его цвет. Если ребенок забывает, шарик переходит к другому ученику. Или другая игра. Чтобы дети лучше помнили цифры, я беру разные карточки и разбрасываю их по классу. И потом говорю по-английски, например, 12, и ученик должен допрыгнуть до карточки с этой цифрой.
— Я мотивирую учеников разными способами, — делится профессиональными наработками классный руководитель 1з класса Светлана Сергеевна Апанасенко. — Например, говорю, что сейчас они позанимаются, а потом получат желаемый предмет – игрушку или еще что-то. Если ребята не хотят учиться, ищу индивидуальный подход, стараюсь понять, кому что нужно. Еще мы используем наглядность (детям в начальной школе важно все видеть воочию), развиваем тактильное восприятие, мелкую моторику. Делаем с ребятами поделки в разных техниках, дети много работают с крупой, бумагой и, конечно, с пластилином.
— Когда до детей не доходит какой-то материал, я стараюсь связать его с обычной жизнью, порой примером, который вообще не относится к теме, — говорит учитель географии и истории Cветлана Владимировна Жумалагиева. — Например, сегодня мы изучали с пятиклассниками историческую эпоху, и они говорили, что это было давно. Ребята никак не хотели понять, что необходимо называть точные цифры. Я спросила: «Сколько вам лет?!» — «Десять» — «Вот, вы же не говорите, что вам 10-15 лет, а называете точную цифру. Так и при изучении исторических эпох». Обращение к возрасту помогло ребятам сориентироваться, понять материал.
Маргарита Напалкова Дмитрий Стец