Почему занятие любимым делом превращается в погоню за наградами
Мы вынесли на заседание дискуссионного клуба «Седьмой перемены» очень интересную тему: «Культ успеха в современном обществе. Кого можно считать успешным человеком?» В дискуссии участвуют: представитель педагогов — учитель математики, классный руководитель 10б Инна Николаевна Мизненко; представитель родителей – Екатерина Евгеньевна Фирстова; выпускница ВЦО 2024 года Анастасия Клюева; ученица 10а класса Юлия Ревягина; ученик 10а класса Никита Шестаков; ученик 9е класса Станислав Божко; ученик 9б класса Гордей Хуторской; собкор «Седьмой перемены» в Гатчине, ученик 7в класса с углубленным изучением отдельных предметов школы №9 Артем Воропаев. Ведет дискуссию журналист «Седьмой перемены» Антонина Куренева.
Антонина Куренева: В начале нашей дискуссии предлагаю определиться с понятием. Что такое успех школьника?
Никита Шестаков: Для меня это прежде всего пятерки, участие в Олимпиадах, каких-то школьных проектах и красный аттестат.
Инна Мизненко: В этот список надо еще знания добавить.
Никита Шестаков: Безусловно!
Артем Воропаев: Важно, чтобы были хорошие отношения с одноклассниками, чтобы ученик не замыкался, был открытым. Это тоже успех.
Анастасия Клюева: Успех школьника не только в оценках, но и в самом процессе обучения. Он должен протекать без стресса, приносить удовольствие. И, конечно, важно получение знаний.
Юлия Ревягина: Важны не только отношение с одноклассниками, другими ребятами из школы, но и с учителями. Если плохие отношения с педагогами, об успешном обучении не может идти речи.
Артем Воропаев: Если ты получил двойку, хочешь ее исправить, учитель, с которым у тебя плохие отношения, не пойдет навстречу. А педагог, с которым нормально общаешься, тебе поможет. Не будем забывать: на исправление оценок школьников учитель тратит личное время.
Антонина Куренева: Говоря не только о результате, но и о процессе, вы расширяете понимание успеха. Как бы то ни было, но желание, чтобы твой труд оценили по достоинству – одно из главных в жизни человека. Многие из вас уже достигали успеха. Как вы к нему шли, что двигало вами? Стас, ты побеждал на первенстве области по вольной борьбе.
Станислав Божко: В вольной борьбе тебя не просто так оценивают, там ставят баллы за действия. Если ты не ленишься, проявляешь упорство, работаешь, приходит успех.
Артем Воропаев: Я — проводник на Малой Октябрьской железной дороге, общаюсь с обычными пассажирами. Самое главное – получать удовольствие от работы.
Инна Мизненко: Когда мы с ребятами участвовали в педагогическом конкурсе, наш классный час был посвящен этой теме. Мы рисовали треугольник успеха. В основание положили знания, другие стороны – это идеи, цели, желания. Когда все объединяется, человек совершает действия.
Никита Шестаков: Успех никогда не достигается за минуты. Это долгий и упорный труд. У меня черный пояс по тхэквондо, я к нему шел девять лет. Тренировался каждый день шесть дней в неделю, три раза побеждал на соревнованиях. Считаю, что самое главное – это желание. Если человек чего-то хочет достичь, он обязательно к этому придет.
Антонина Куренева: Артем, у тебя школа с углубленным изучением некоторых предметов. Что тебя мотивирует в них углубляться?
Артем Вопропаев: У нас классы математические, биологические и гуманитарные, как мой. Я учу много языков. Например, немецкий алфавит мы прошли за два урока, а потом писали контрольную. А обычные классы делает это гораздо медленнее. Мне нравятся языки. Будет прикольно: приеду во Францию и начну, как они, говорить картаво.
Антонина Куренева: То есть для тебя важно, чтобы дело просто нравилось.
Артем Воропаев: Да, если оно нравится, я буду пытаться достичь большего.
Анастасия Клюева: Самое главное на пути к успеху – цель, понимание, зачем ты это делаешь, для чего. А потом уже идет мотивация, которая все время напоминает тебе о цели.
Антонина Куренева: А если человек просто хорошо учится, чем-то увлечен, но не имеет грамот и дипломов, он что, неуспешный? Кого нам считать успешным – только того, кто имеет награды?
Артем Воропаев: Если ты получаешь тройки и четверки в школе, это не значит, что ты неуспешный. Есть же еще другие виды деятельности. Допустим, гитара или плаванье. И в них у тебя может быть дар и успех. А в учебе можешь быть бездарностью.
(Общий смех.)
Инна Мизненко: Яркий пример – Александр Сергеевич Пушкин, который учился на двойки. Теперь это наше все.
Юлия Ревягина: Если у человека пока нет никаких успехов, достижений, это не значит, что их не будет в принципе. Может быть, он еще не нашел свое дело. Может, он добьется всего, только позже.
Инна Мизненко: Уcпешный человек гармоничен. Когда мы в классе определяли составляющие успеха, говорили также о рефлексии, самоконтроле, самоанализе. Это тоже важно, чтобы на пути к цели, забираясь гору, не свернуть себе шею.
Если человек считает себя успешным, учась на четверки и занимаясь чем-то другим… В первую очередь надо быть успешным для себя. Если у тебя внутри гармония, ты успешен.
Гордей Хуторской: Мне кажется, медали и награды – не сильный показатель успеха. Ученик может просто не знать, что проходит какой-то конкурс и не прийти на него. А если бы знал, он мог занять какое-то место, получить награду. Успешный человек – тот, кто поставил себе цель и дошел до нее. А если ты любым способом получил какую-то награду, это совсем не значит, что ты успешный.
Антонина Куренева: С некоторых пор в России у всех на слуху словосочетание «успешный человек», оно, как и многие другие понятия последних 30 с лишним лет, пришло к нам «из-за бугра». Каждый из нас легко назовет всем понятные атрибуты успешной жизни.
Екатерина Фирстова: Это дом, машина, дача и так далее.
Станислав Божко: Но есть еще и удовлетворение жизнью, счастье.
Юлия Ревягина: Уважение в обществе.
Инна Мизненко: Да, очень важно признание. Не только ты себя признаешь успешным человеком, но и общество должно тебя принять.
Антонина Куренева: В какой-то момент нормальное стремление к успеху превращается в погоню за грамотами, дипломами и другими наградами. И успех становится не фактом признания заслуг, а своего рода культом. Во взрослой жизни ради такого положения в обществе, приносящего материальные блага, люди зачастую пускаются во все тяжкие – работают локтями, идут по головам. Здесь все тоже начинается в детстве. Как и когда это происходит?
Екатерина Фирстова: Наверное, в момент, когда на ученика оказывается давление извне. Когда вокруг него выстраиваются какие-то картины, стандарты, к чему ребенок должен стремиться, чтобы быть как все или быть, возможно, лучше всех.
Никита Шестаков: Мне кажется, что нормальное желание успеха превращается в одержимость, когда все окружение ребенка толкает его к этому, когда он видит весь этот информационный пузырь, состоящий из мыслей об успехе. И он забывает свои хобби, какие-то увлечения, то, что ему до этого приносило удовольствие, и думает только о достижении успеха.
Екатерина Фирстова: А когда ученик на каком-то этапе не добивается успеха, у него пропадает мотивация, опускаются руки.
Инна Мизненко: Да, когда ученик в рамках нашей школы или на другом уровне, районном, областном, встречает детей, которые, возможно, лучше подготовлены, у него могут опуститься руки.
Екатерина Фирстова: А соответствовать-то все-равно надо! И тогда ребенок механически, не вкладывая душу и сердце, начинает гнаться за заветным успехом. Тут уже ни о какой радости познания, получении навыков в любимом деле говорить не приходится. Ученику хочется, чтобы его уважали и ценили, а без успеха этого трудно добиться. Как говорится, хороший человек – это не профессия.
Антонина Куренева: Это один из вариантов развития личности школьника. А есть другой тип гонца за успехом – это способные ребята, которые стремятся получить больше и больше. Для них это как наркотик.
Станислав Божко: Я бы не стал критически говорить о таких людях, к какому бы типу «ловцов успеха» они ни относились. Соглашусь с Никитой, который сказал, что очень трудно этого избежать, когда все вокруг только и говорят об успехах и успешности. У нас не только школьная система так выстроена, но и вся дальнейшая жизнь выпускников. Сейчас все время речь идет о том, что в вузы будут охотнее принимать людей с хорошим, (успешным!) портфолио.
Антонина Куренева: Как вы считаете, чего тут больше – влияния общей атмосферы в обществе, школе, о чем сказали Никита и Стас, или пробужденных этой атмосферой личных, зачастую нездоровых амбиций школьника?
Инна Мизненко: Учитывая, сколько информации попадает в голову ребенка извне, я думаю, что общество больше влияет. Школа и семья сегодня гораздо меньше дают, чем Интернет.
Антонина Куренева: Сейчас, наверное, надо рисовать уже не классический школьный треугольник (учитель – ученик – родитель), а четырехугольник, добавляя Интернет.
Итак, одни во что бы то ни стало стремятся достичь успеха, одержимы этой идеей, становятся, если можно так сказать, фанатами самих себя. Другие видят, что высокие вершины им не покорить, и у них, еще не научившихся летать, опадают крылья. А много ли тех ребят, которые получают удовольствие от самого процесса полета?
Юлия Ревягина: Это зависит от человека, от того, как он будет относиться к своему делу. Если человек будет считать, что его заставили и даже принудили, то, конечно, не получит от этого удовольствия. А если он на дело может посмотреть со стороны, найти то, что ему нравится, тогда будут положительные эмоции и удовольствие.
Екатерина Фирстова: Многое зависит от поддержки родителей, учителей и, конечно, от среды, в которой находится ученик.
Инна Мизненко: Личностные качества тут тоже важны.
Гордей Хуторской: Чтобы добиться чего-то, нужно сначала понять, что ты хочешь. Надо ли тебе это, поможет ли как-то в будущем? Если определился, что надо, тебе нужно учиться этому, несмотря на то, как реагируют другие. Если друзьям не нравится, что ты делаешь, это не значит, что должен прекратить заниматься. И ты будешь это делать, независимо от того, получаешь награды или нет. Главное – любимое дело, а не награды!
Анастасия Клюева: Я считаю, что на пути к успеху важно найти баланс. Не увлекаться какой-то навязчивой идеей об успехе, это чревато. Можно начать жить по известному правилу, когда цель оправдывает средства. И также важно не сдаваться при первой неудаче. Чтобы найти баланс, важно помнить о своих целях, понимать зачем и сколько сил ты готов потратить на пути к успеху.
Антонина Куренева: Что и как должны делать семья и школа, чтобы защитить ребят от превращения здорового стремления к успеху в культ?
Никита Шестаков: Родители должны объяснять, что ученик должен заниматься тем, что ему нравится, а не поддаваться какому-то влиянию. В началке это же делает классный руководитель, вторая мама, так сказать. Объяснять на классных часах, что такое успех, как его достичь. Хорошо, когда родители и учителя поддерживают школьника в его начинаниях, хобби и увлечениях, а не говорят, что это ему не пригодится.
Инна Мизненко: В первую очередь родители должны уберечь ребенка от своих собственных амбиций. Бывает так: «Я не стала балериной, поэтому ты у меня будешь ходить на хореографию». Мои собственные дети ходили во все кружки, какие были в радиусе 15 километров. Конечно, с возрастом все ограничивается одним-двумя кружками, но ребята должны попробовать. А в школе уже учитель должен поддержать, направить, если увидит, что у ребенка талант по какому-то предмету.
Артем Воропаев: Нужно, как говорит Гордей, чтобы человек сам захотел, а не кто-то его заставил. Ученик может по принуждению заниматься каким-то делом и даже добиваться успехов, но он потом, когда вырастет, все равно его бросит.
Инна Мизненко: Конечно, приятно и учителю, и ребенку, когда он занимает какие-то места. Но главнее не место! Я ребятам говорю: посмотрите на Олимпиаде задачи, я вам такие на уроке не давала. Там требуется совсем другое мышление. И полезно всем это увидеть, даже если ребенок учится на тройки и двойки.
Антонина Куренева: Получается, как в спорте: на Олимпиаде главное не победа, а участие.
Инна Мизненко: Дети – это еще не до конца сформированные личности, с хрупкой психикой, которую легко сломать. Поэтому в первую очередь нужно говорить не «ты должен», «ты обязан», а «ты можешь», «я в тебя верю». Если ты, как педагог, понимаешь, что у человека есть способности идти в том или ином направлении, но он сам еще этого не понимает, нужно его мягко подтолкнуть и обязательно похвалить.
Екатерина Фирстова: Это должно быть на каждом этапе.
Гордей Хуторской: Если ребенку и вправду что-то надо, он это может и должен сам понять, без поддержки учителей. Понять и начать делать. И хвалить себя, потому что в будущем, когда он станет что-то делать, у него может не оказаться такой поддержки. И ему надо будет самому в себе ее находить и самого себя как-то награждать.
Юлия Ревягина: Донести до ученика, что в его успехах награды не так важны, можно на реальных примерах. На людях, которые действительно чего-то добились, но их успехи поначалу тоже не вознаграждались. А потом это все появилось.
Инна Мизненко: Согласна с Юлией. Мы с ребятами съездили на спектакль «Топливо». В нем рассказывается история известного программиста Давида Яна. Он очень хотел быть физиком, но его не брали на физтех, потому что отец китаец. В 90-е не мог получить доступ к работе, которой занимались выпускники физтеха. Но Давид благодаря знаниям все равно добился своего. Поступил на физтех, а после четвертого курса отчислился, потому что начал зарабатывать деньги. Он потом вернулся, закончил учебу, но стал известен не как физик, а как создатель серьезных программ, сейчас занимается искусственным интеллектом.
Мы, учителя и родители, этим походом в театр хотели на конкретном примере показать, как развивался человек. Он переживал, но добился своего, а потом понял, что его счастье не в этом. А еще Давид Ян был первопроходцем по организации флешмобов в России. Он получал разрядку, соединяя абсолютно незнакомых людей, даже нас в зале на спектакле пытались связать.
Станислав Божко: Когда занимаешься любимым делом, не надо ждать похвалы! Главное — дело, а похвала – это так, косвенно. Это не основное, к чему стоит стремиться. Важны не успех и успешность, а твое движение вперед, развитие и удовлетворение от процесса.
Инна Мизненко: У каждого своя история. Тебе такой путь удобен, и ты слушаешь свое сердце, живешь в гармонии. А есть люди, которым нужна поддержка, они без нее не могут. Признание — один из главных атрибутов успеха. И в этом случае это уже не только твой успех, а еще и успех твоих наставников.
Антонина Куренева: А что такое признание?
Инна Мизненко: Это когда другие люди развивают твой успех.
Антонина Куренева: Люди или какие-то инстанции?
Инна Мизненко: Все вместе, наверное.
Екатерина Фирстова: Смотря в каком деле. Где-то люди, где-то инстанции. А вообще можно дать единственный совет – работать и учиться.
Антонина Куренева: Повторяю свой вопрос в новой вариации. Если ты занимаешься любимым делом, если люди это ценят, а формального признания каких—то инстанций, наград у тебя нет, ты успешный или нет?
Инна Мизненко: Да, ты успешен. Очень важно твое внутренне ощущение. Оно важнее грамоты и бумажки и чего-то там еще! Когда идешь к успеху, ты должен получать удовольствие. И на вершине тоже должен получать удовольствие. Похвала, признание приятно, но это не должно быть на самом первом месте.
Екатерина Фирстова: Важно самоудовлетворение, радость, которую получаешь, когда чего-то добиваешься. Наконец-то, ура, я — молодец! Это помогает перейти на следующую ступень развития.
Антонина Куренева: Попробуем подвести итог!
Никита Шестаков: Надо искать свое, пробовать себя в разных вещах и не сдаваться. А потом, когда уже нашел любимое дело, надо спокойно заниматься им и не стремиться к наградам, не сравниваться с другими.
Инна Мизненко: Иногда полезно немножко видеть других тоже.
Антонина Куренева: Надо сравнивать себя с собой прошлым.
Никита Шестаков: Да, быть лучшей версией себя.
Антонина Куренева: Обобщая можно сказать, что специально стремиться к наградам, делать из успеха некий культ не стоит. Главное — найти свое дело и добросовестно, творчески им заниматься. Этот процесс дает человеку гармонию, удовлетворение. А если тебя еще и заметят, отметят, жизнь станет радостнее.
Большое всем спасибо за мысли, за искренность! Пусть у вас будет любимое дело, творческие успехи и признание!
Антонина Куренева