Почему учеников не отпускают с уроков
Одноклассница поднимает руку, говорит, что у нее болит живот и просит разрешения сходить в медпункт. «До конца занятия осталось немного, потерпишь!» — отвечает учитель. На другом уроке одноклассник задает классический школьный вопрос: «Можно выйти?» и тоже получает отказ. Почему так происходит?
Мы попросили ответить на этот и другие вопросы заместителя директора Всеволожского центра образования Наталью Ивановну Трусову.
— Наталья Ивановна, почему учеников не отпускают с уроков?
— Есть правила поведения, в которых говорится, что ученика можно отпускать с урока. Для этого он должен поднять руку и попроситься в туалет. Но если это происходит каждое занятие, возникает вопрос: а в туалет ли ребенок выходит? В последнее время дети зачастую выходят поиграть в телефон, пообщаться с кем-то. Вашу одноклассницу с какого-то конкретного урока не отпускают или со всех?
— Бывает, что со всех.
— Вот я об этом и говорю! У ребенка не может все время болеть живот. Может, у учителя возникло сомнение: в туалет ли она отпрашивается?
— На каком основании учителя решают, выпускать с урока или нет?
— Такого нормативного документа нет, но в нашем центре образования есть положение «О нормах педагогической этики». Там написано, что ребенок – это личность, мы должны его уважать. Также сказано, что учитель сам выбирает стиль общения с учеником. Я, например, говорю детям: договариваемся «на берегу», в туалет до урока, а во время учебного занятия могу отпустить ребенка только по болезни. Но они не просятся, потому что некогда! Некоторые учителя и старшие ученики договариваются: если кому-то надо выйти, он тихо встает и выходит. Но в этом случае дети понимают, что пропускают материал, и остаются.
Кроме того, в нашей школе есть правила внутреннего распорядка. Там тоже прописано, что без разрешения учителя выходить с урока нельзя, для выхода из класса надо поднять руку и попросить разрешения.
— Есть медицинские показания, по которым ученика отпускают с урока?
— Конечно. В одном классе учится ребенок с сахарным диабетом. Мы с ним договорились, и я знаю, что ему периодически надо отлучиться. Он поднимает руку и выходит. Делает все, что нужно, и возвращается.
— Учителя знают всех таких детей?
— Их не так много, и педагоги действительно всех знают. Не было такого, что ребенку по медицинским показаниям надо выйти, а его не выпускают.
— Как учитель определяет, что ученик симулирует? Это же субъективно!
— Согласна, субъективно. Но притворство видно, если это происходит очень часто. Когда идет самостоятельная работа, некоторые дети используют такой способ, чтобы выйти в туалет и что-то посмотреть.
— Если у ученика правда что-то болит, а учитель его не отпускает. Что в таком случае делать школьнику?
— Обычно мы таких детей видим. Просим сходить в медпункт, а дальше работаем с медсестрой, которая говорит, правда была или неправда. Тут нет такого, что хочу — отпускаю, не хочу – не отпускаю. Когда ребенку плохо, это видно. На то и учитель, чтобы понимать ученика, видеть, симулирует он или нет.
— А если ученик встанет и выйдет с урока?!
— Если нет предварительной договоренности, он нарушит правила внутреннего распорядка.
— Говорят, учителя не отпускают, потому что боятся, что с учеником что-то случится, а они будут отвечать.
— Если с ребенком во время урока что-то происходит, то ответственность несет учитель.
— По этой причине могут не отпускать c урока?
— Надеюсь, что таких случаев мало.
— Какой бы вы дали совет ученикам?
— Всегда договариваться с учителем «на берегу» и выполнять то, что решили. Если будет так, то ни с той, ни с другой стороны не появится никаких вопросов.
— И еще один вопросик. В связи со всеми этими обстоятельствами у нас никто не описался?
— Нет, таких случаем не было. (Улыбается.)
Дарья Валерия
Герасимова Гонцова