Корреспонденты «Седьмой перемены» поговорили с женщинами и мужчинами, копающимися в мусорных баках
…В бедной семье было двое детей, сын Лю и дочь Ли. Когда их страну завоевали, все побежали, и отец с матерью потеряли своих детей. Лю и Ли отправились искать родителей, брат – одной дорогой, сестра – другой. Прошло много лет, Лю и Ли встретились, не узнали друг друга и поженились. Узнав это, мулла их проклял, с того времени проклятие преследует всех детей Лю и Ли, их так и зовут — люли.
Такую легенду рассказывают цыгане-люли, живущие в Узбекистане и Таджикистане. Впрочем, слово «живущие» здесь можно употребить с натяжкой. После распада СССР ситуация в республиках Центральной Азии сложная, работы нет, и люли вслед за представителями коренных народов отправляются на заработки в Россию.
Люли растекаются по разным городам, но, куда бы ни попадали, всюду занимаются одним и тем же – попрошайничают, собирают металл и картон. Хватает их и в Южном. Возвращаясь из школы, мы в любое время года видим молодых мужчин на велосипедах и женщин с детскими колясками, иногда им помогают малыши. Путь у них один – сначала к мусоркам, а потом – в пункты приема металла и картона.
Одни относятся к таким мусорщикам высокомерно, а то и презрительно, другие стараются их не замечать. Люли живут как бы в параллельном мире, но мы постоянно с ними пересекаемся.
Корреспонденты «Седьмой перемены» несколько раз пытались задать вопросы женщинам с колясками. Во время первого контакта на улице Доктора Сотникова старшая сборщица рассказала, что они живут во Всеволожске, с утра идут в Южный, промышляют в мусорках, а потом отправляются в пункт сбора металла. Фотографировать себя и молодых спутниц женщина категорически запретила.
В одном из дворов на улице Знаменской баки перетряхивали две молодые женщины. Они превращали картонные коробки в пластины и аккуратно их складывали. Одной девушке 23 года (выглядит старше), сносно говорит по-русски, другой 20 лет, в ответ она только кивала. Молодые женщины рассказали, что регистрация есть только у мужей, а они живут в городе на птичьих правах, поэтому не хотят нигде светиться.
— Открываю дверь нашего «Мусорного дворика», а там, прямо в огромном баке — два чернявых парня, — рассказывает Николай, житель дома №27 на улице Доктора Сотникова. – Я опешил, а они совсем не смутились и даже подсказали мне, куда положить сломанное стекло. На полу валялось много металлических банок, ребята выковыряли их из выброшенных мешков.
Нам тоже удалось разговорить этих мужчин. Одного зовут Рабин, другого Рустам. Они из узбекского города Карши (центр Кашкардарьинской области). Рабин — сухощавый, хорошо одет, свободно говорит по-русски. Рустам – полноватый, в облезлой куртке, во время разговора больше кивает. Сборщики рассказали, что вместе снимают квартиру, каждый имеет в месяц по семь с половиной тысяч рублей.
Как оказалось, сбор металла и картона в мусорках не нарушает никаких законов. Да и попрошайничество, если нет назойливого приставания, тоже не противоречит статьям Административного кодекса РФ.
Что же нам делать с людьми из параллельного мира? Кто-то говорит, что единственный выход – депортация их на родину. Но через несколько лет они все равно вернутся! Между тем, их промысел приносит пользу обществу. В последнее время мы все время говорим о раздельном сборе мусора. Может, стоит подумать, как придать диковатому бизнесу наших гостей цивилизованный вид, встроить их в систему (кстати, Рабин и Рустам согласны работать в такой фирме).
В мире не должно быть параллельных, лишних людей…
Григорий Михайлов