Учитель истории Наталья Владимировна Богайцева беспокоится по поводу социальной и нравственной ориентации современной молодежи
— Наталья Владимировна, должны ли ученики больше знать об учителях?
— Все хорошо в меру. Лучше, если ученики знают, с чем сталкивался учитель, что пережил, что имеет за душой. Это очеловечивает педагога в глазах ребенка, делают его ближе, понятнее. Ему хочется слушать этого человека.
— Где ваша малая родина?
— На Калужской земле. Есть там Сухинический район, а в нем — деревенька Корвяково. Моя школа находилась в деревянном одноэтажном здании рядом с кладбищем. Во время войны там был госпиталь. Рядом разъезд, постоянно подходили санитарные эшелоны с ранеными.
— Помните свою первую учительницу?
— Да, очень хорошо. Таисия Николаевна Тисова, участник Великой Отечественной войны. Она прихрамывала, у нее была отрезана одна ступня. Это очень добрый человек, она нас, конечно, ругала, но за дело, и мы это чувствовали. В школе я была председателем совета дружины, затем секретарем комсомольской организации, это примерно то же самое, что сейчас председатель ШУСа.
— Почему вы выбрали историю и обществознание?
— В школе я любила литературу, русский язык и историю, окончила историко-правовой факультет Калужского педагогического института имени Циолковского. Часто слышу: кому нужна ваша история? Всем нам нужна! История многому учит, только ее надо не запоминать как таблицу умножения, а понимать. Это предмет, который встречает нас с момента рождения и сопровождает всю жизнь. История семьи, человека, Родины, народа… К сожалению, мы не извлекаем уроки из прошлого, и повторяются ошибки, за которые потом расплачивается сам народ.
— Где вы работали до нашей школы?
— По распределению попала в шахтерский поселок Мундыбаш Таштагольского района Кемеровской области. Увидела настоящую сибирскую зиму, сопки, кедры. В школе был оркестр народных инструментов, им руководил Николай Алексееевич Капишников — фронтовик, учитель русского языка и литературы, самоучка в музыке. Ансамбль выступал в Москве и Ленинграде, музыканты были знакомы с композитором Дмитрием Кабалевским. Отработав в Сибири, я приехала в Ленинград, здесь родственники по маминой и папиной линии. Работала в Сертолово, Буграх и Кузьмолово.
— Какой ученик вам запомнился больше всего?
— Саша Варзетов, он погиб в 1995 году на территории Чеченской республики, ему было 20 лет. Я была ненамного старше ребят, мы общались, у нас оказалось много общего. Саша любил группу «Алиса», у него даже собака была Алиса. Он сам хорошо играл на гитаре. На выпускном он подарил мне шнурок с двумя звездами, символами «Алисы». Среди моих выпускников есть врачи, учителя, юристы, журналисты и т.д.
— Наша школа отличается от тех, где вы работали?
— Здесь ребята из разных регионов России и республик бывшего СССР. Поэтому традиции только складываются. К сожалению, у нас нет кабинета истории, многие материалы, макеты приходится хранить в лаборантской географии. И, конечно, все усугубляет переполненность школы, беготня, суета. Отсюда — эмоционально раздражение как учеников, так, к сожалению, и учителей. Мы тоже люди и устаем (улыбается).
— Вы воспитали много победителей Олимпиад. Как вам это удается?
— Дети сами готовятся, а мы только даем рекомендации. 60-80 процентов успеха – это работа детей, их увлеченность, желание чего-то добиться. Для нас самое главное — увидеть заинтересованность ребенка. Всегда говорю ученику: «Я в тебя верю!» Это помогает, человек начинает больше заниматься.
— Говорят, робот заменит учителя.
— Это будет машинный процесс. Как робот может заменить душу учителя, сопереживание, сочувствие?! В образовании и в жизни ценен человек со своим внутренним миром. Если мы это потеряем, будет очень плохо.
— Молодежь в своих общественных проявлениях либо пассивна, либо радикальна. Почему так происходит?
— Радикализм страшен, его нельзя допускать. Запреты тут не помогут. Гораздо полезнее длительные откровенные беседы и примеры. Тут мы опять возвращаемся к тому, что Россия пережила в 1917 году. История просветляет мозги и укрепляет связь поколений. Но меня сейчас беспокоит другое. Среди молодых людей становится все больше приспособленцев. Ребята хотят найти место, удобное во всех отношениях. И идут ради него на все. Вспоминаются слова из комедии Грибоедова «Горе от ума»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Так можно потерять себя! Как на это повлиять? Словом, своим примером! Учитель должен быть личностью. Повторюсь, для учеников важно не только то, что он говорит, но вся его жизнь, опыт, позиция. И здесь очень важно взаимодействовать с родителями учеников.
— Как это делать?
— В советское время был лекторий для родителей. Сейчас что-то возвращается, но все равно нет системы. Во многом поэтому многие родители относятся к школе насторожено.
— Некоторые ребята не понимают, зачем нужен предмет духовно-нравственной культуры, который вы ведете.
— Ничего страшного в этом не вижу. И здесь надо идти путем объяснений того, что духовно-нравственная культура народов России — основополагающая сфера жизни общества, без нее оно не может развиваться. Если разобраться, это самый главный предмет Человека-личности. Надо знать, чего достиг народ за годы своей истории, какие у него моральные устои. На сегодня нет учебников по этому предмету, откровенно говоря, сложно представить универсальный учебник по данному курсу. Отчасти процесс тормозит его название, есть беспокойство по поводу того, что в школу придет религия. Но на самом деле это часть обществознания, где есть духовная-культурная сфера. Я бы предложила так этот предмет и позиционировать.
— У нас в школе много ребят разных национальностей.
— Во многих классах есть детей из республик Средней Азии и Кавказа. Когда мы говорим о традициях семьи, они это лучше других понимают и охотно рассказывают. А вообще детям сейчас сложно: они живут на пересечении цивилизаций. И важно, чтобы они не потерялись на этом перекрестке, не ушли непонятно куда. Вот здесь и должен помочь учитель истории, обществознания и духовно-нравственной культуры.
София Ляпина