Они хамят взрослым, обижают ровесников и все время ждут похвалы, оваций за свои действия
Так ведут себя избалованные дети, которых в наше время особенно много. Почему ребята становятся такими? Можно ли их исправить? Эти и другие вопросы мы задали школьному психологу Олесе Гулинской.
Этого четвероклассника в начальной школе запомнили надолго. Мальчик считал, что ему можно не ходить на уроки, он хамил своему учителю, другим педагогам, специалистам и даже завучу.
Школьник писал угрозы одноклассникам, а потом говорил, что это была шутка. Он постоянно оскорблял других учеников и считал, что ему дозволено все.
Педагог-психолог начальной школы Олеся Гулинская говорит, что это типичное поведение избалованного ребенка. Школа не могла мириться с таким поведением. С учеником работал социальный психолог, собирался психолого-педагогический консилиум, на котором маме предложили помощь, но она сказала, что им не нужен школьный психолог…
— Олеся Николаевна, по каким признакам можно понять, что ребенок избалован?
– Такие дети не видят своих ошибок, не признают неудач. Они не готовы проигрывать, отказываются видеть собственные несовершенства и легко ведутся на провокации. А еще избалованные дети хотят получать то, что недоступно и не признают границ других людей.
— Эти качества формируются в семье?
— В большинстве случаев да. Но неуправляемость ребенка может стать итогом врожденной или приобретенной патологии нервной системы. Кроме того, она может развиться из-за неблагоприятного психологического климата в детском саду или в школе
— Что родители таких детей делают не так?
— Избаловать ребенка можно ценными вещами, потаканием его капризам – то есть отсутствием системы воспитания. В таких условиях у ребенка появляется завышенная самооценка, и может сформироваться установка, что он лучше всех и ему можно то, что остальным детям нельзя.
Когда избалованный ребенок приходит в школу, он не понимает, почему учитель не потакает его желаниям. Дома его хвалят за любые поступки, в детском саду он был важен, а в школе учитель уделяет ему столько же внимания, сколько всем. Ученик стремится получать позитивное внимание (похвалу, хорошие отметки). Обычно, если это не получается, начинаются проблемы с поведением (получение негативного внимания).
— Часто ли родители и учителя спрашивают вас, как быть с такими детьми?
— Родители с такими проблемами чаще обращаются еще в детском саду. К сожалению, доходят до психологов далеко не все.
Если школьник категорически не хочет делиться, часто устраивает истерики, постоянно требует новых вещей, хамит взрослым и манипулирует ими, если он не отвечает за свои поступки, не воспринимает «нет» и «нельзя», тогда со всем этим списком учитель идет к педагогу-психологу.
— Какие рекомендации вы даете, чтобы исправить эту ситуацию?
— Первое. Рекомендую оставаться в спокойной позиции взрослого. Не надо повышать голос, при истерике ребенка важно объяснять ученику его чувства и предложить решение.
К примеру, если школьник хочет очередной костюм для гимнастики, который не нужен, и устроил из-за этого истерику, можно сказать: «Я понимаю, ты сейчас расстроен, потому что хочешь новый костюм для выступления». А затем можно предложить купить его позже, либо объяснить ребенку, что он может выступать в одном из 20 костюмов, которые есть дома.
Второе. Не надо потакать ребенку в его манипуляциях. Лучше объяснить, почему сначала едят суп, а потом мороженое, а не наоборот. Или пояснить, почему важно вернуть вещь, которую он отнял у одноклассника и попросить у него прощения.
Третье. Необходимо научиться говорить «нет». Да, отказывать любимому ребенку сложно, всегда хочется дать ему все самое лучшее, но родителю важно помнить, что он – авторитетный взрослый, а не ходячий кошелек ребенка.
Четвертое. Рекомендую ввести понятия «обязанность» и «правила семьи». Важно объяснить ребенку, что родители работают, готовят ему, убирают за ним. Надо попросить его помогать в работе по дому. Так родители будут приучать ребенка брать ответственность, начиная с одного конкретного дела по дому (его обязанности).
Пятое. Важно быть непоколебимым в своих правилах. Запреты семьи должны соблюдаться всеми ее членами, иначе они не будут иметь смысла.
— Можно ли переучить человека? И как это сделать?
— Да, скорректировать поведение ребенка можно, но делать это надо постепенно. Важно не перегибать палку с дисциплиной и плавно вводить правила, формируя у ребенка новые ценности.
Школьник может подумать, что раньше он был важен и нужен сам по себе, а теперь у него появились запреты, и его теперь любят только за дела. Необходимо объяснить в семейном кругу, что любовь к нему осталась, но он взрослеет, и в семье появляются новые правила не только для него, но и для всех ее членов. Общая цель – делать то, что принесет улучшения. Такую беседу лучше провести, собрав всех родных и близких, участвующих в воспитании.
Анастасия Маркова
One thought on “ИЗБАЛОВАННЫЕ ДЕТИ”
Очень полезная статья! Спасибо! Актуальна не только для сильно избалованных детей, но и в принципе при воспитании современных детей — разговаривать, вводить правила, запреты, обязанности👍