У микрорайона не было котельной, автобусы проезжали мимо и он чудом не потерял детский сад и поликлинику
После открытия школы в микрорайоне возникли проблемы с газом. 75 процентов квартир были не подключены из-за отсутствия владельцев. После обращения инициативной группы жителей в Ленгаз и районный отдел снабжающей компании была создана комиссия. Специалисты прошли по домам и опломбировали входные краны. Технические вопросы были решены и голубое топливо пришло в каждую семью.
После этого пионеры Южного собрали сход. На нем был избран комитет общественного самоуправления (КОС) из 20 человек. Этому органу пришлось отстаивать едва ли не все блага цивилизации, которыми мы привычно пользуемся. Причем отставные военные сражались не с кем-то, а с начальниками разного калибра, руководствующимися своим, порой очень своеобразным пониманием хозяйственной ситуации.
— Была эпопея с детским садом, который хотели передать на баланс города, — вспоминает заместитель председателя КОСа Владимир Борисов. – Муниципальные власти посчитали, что микрорайону не нужны два детских сада. В одном из них задумали сделать центр реабилитации наркозависимых.
Командующий округом генерал Бобрышев приказал забрать все оборудование дошкольного учреждения, находящееся на балансе Минобороны РФ. Общественники организовали пикет и не допустили военные грузовики к зданию детского сада. Они настояли, чтобы приехал сам командующий. В ходе дискуссии начальству объяснили, что построена только первая очередь микрорайона, он будет развиваться и места в детском саду будут заняты. Дошкольное учреждение решили не трогать.
Мало того, областное начальство вознамерилось забрать у отставных военных поликлинику. Была мысль открыть на ее базе гостиницу. Отстаивая свою поликлинику, отставные военные дошли до премьер-министра страны.
По первоначальному плану в микрорайоне планировалась своя модульная котельная, но в ходе строительства планы изменились. В итоге городок вырос, а вопрос с источником тепла не был окончательно решен.
Раньше в промышленной зоне Всеволожска работал завод «Русский дизель», он делал двигатели для военно-морского флота и для морских судов. В связи с «развитием» экономики в 90-х годах предприятие прекратило свое существование, но его инфраструктура осталась. Котельную хотели приватизировать, но общественные активисты микрорайона не позволили этого сделать. Жители Южного организовали сопротивление, они привлекли прессу, стояли в карауле и никого не пускали на объект. В итоге город взял теплоисточник на баланс. Были сформированы Всеволожские тепловые сети. Южный стал стабильно снабжаться теплом и горячей водой.
У выросшему на болоте микрорайону поначалу не было внешних дорог. Автобусы №427 областной транспортной компании не заезжали в Южный. На станцию первопоселенцы ходили по проселочной дороге.
В 1998 году предприниматель Александр Матвеев (сейчас депутат областного ЗакСа) создал транспортную компанию, так в микрорайоне появились автобусы №4 и №531. И тут администрация напомнила, что все дороги Южного имеют статус внутриквартальных, поэтому по ним нельзя ездить общественному транспорту. Дошло до того, что ГАИ остановила автобус и высадила пассажиров. Тогда председатель комитета общественного самоуправления Василий Витоль направил в автоинспекцию письмо, в котором написал, что в случае ЧП с автобусом берет ответственность на себя.
Члены правления комитета общественного самоуправления исходят из того, что южане живут в городе, поэтому условия обитания, комфорт должны быть соответствующими. Если бы КОС не работал, то микрорайон остановился бы в развитии.
Григорий Михайлов