Списывание ответов с сайта готовых домашних заданий (ГДЗ) далеко не всегда помогает освоить тему
— У нас учителя начинают спрашивать тех, у кого очень хорошо сделано домашнее задание, — говорит одна ученица.
— У нас тоже, — отвечает другая. — Они подозревают, что эти люди все списали с сайта ГДЗ.
— Да, надо брать с ГДЗ, но делать все не слишком хорошо, чтобы не возникало подозрений.
Об этой «военной хитрости» и многом другом корреспондент «Седьмой перемены» беседует с учителем физики Всеволожского центра образования Еленой Шониной.
— Елена Александровна, как вы относитесь к тому, что ученики списывают домашние задания с сайта ГДЗ?
— Положительно отношусь, и даже иногда приветствую.
— Неожиданный ответ!
— На моем уроке мало просто списать домашнее задание. Идеальный ответ не ведет сразу же к пятерке, это еще ничего не значит. Я обязательно потребую объяснить каждую цифру и букву. Если ученик не сможет этого сделать, то извините…
— Есть ли среди ваших учеников ребята, которые списывают почти каждое ГДЗ?
— Есть, конечно, это очень заметно. Когда ведешь целую параллель, то из класса в класс повторяется одно и то же. Есть дети, который списали и могут объяснить: эта буква означает это, а та – то и т.д. Человек списал, но он все понимает и поясняет.
— Но он же списал! Вы за это оценку снижаете?
— Нет.
— Главное, что ответ дал?
— Не просто дал ответ, а все усвоил. Зачем тогда снижать оценку?
— Выходит, списывая ответы с сайта ГДЗ, можно понять пройденную тему?
— Да, особенно при пропуске урока, где проходили какую-то тему. Ученик может почитать теорию, посмотреть, как решаются задачи, и все понять. ГДЗ ему даже помогает.
— А всегда ли ГДЗ помогает? Правильные ли решения опубликованы на сайтах с ответами?
— Там очень много ошибок, написаны разные непонятные закорючки. В физике многое обозначается похожими буквами, и дети часто их не понимают, путают и делают ошибки. Иногда в ГДЗ пропущены целые блоки рассуждений. Есть одна формула, а что и куда подставили, непонятно. И сразу дается ответ. И совершенно неясно, откуда что взято.
Не могу сказать, что ошибки именно в ответах. В физике важны не столько ответы, сколько рассуждения. Я даже не снижаю оценку, если ученик вдруг что-то посчитал неправильно. Может, где-то округлил не так — 10,5 он округляет как 10, на самом деле должно быть 11.
— А кто публикует решения на сайте ГДЗ?
— Никогда там не была и не знаю, кто что публикует. Думаю, не сильно умные люди, которые что-то там уловили между делом. Более того, я могу сказать, что даже в учебниках масса ошибок.
— И в новых тоже?
— В новых пока не нашла. А в старых есть ошибки не только в выводах, а даже в формулах! Про ГДЗ и говорить не приходится.
— А то, что ученики берут готовые ответы, зачастую неправильные, это не вредит учебному процессу?
— Тут надо смотреть индивидуально. Мы практически на каждом уроке проверяем домашнее задание и видим эти ошибки. И сразу понятно, у кого они есть, кто списал, а кто решал сам.
При этом я никогда не была противницей списывания с сайта ГДЗ. Я же не проконтролирую, списал ученик или нет. Вы дома этим занимаетесь, пусть ваши родители контролируют этот процесс. Если маму с папой устраивает, что вы списываете с сайта ГДЗ — пожалуйста! Но мои ученики знают, что все не так просто.
— Если смотреть формально, то школьник, списавший решение с сайта ГДЗ, ответ дал, значит, за это можно ставить оценку. Неужели все учителя спрашивают учеников так же строго, как вы?
— Думаю, ни одного учителя не удовлетворит, когда ученик все списывает и сдает. Наши учителя будут докапываться до сути, выяснять, что ребенку непонятно. Буквально сегодня одна слабая ученица подняла руку, хотела у доски показать решение домашнего задания. Да, у нее все было сделано идеально, но… Я спрашиваю, что ты обозначила вот этой буквой, а она не понимает. Девочка просто все списала и думала, что получит высокую оценку.
— Она же видит вас не в первый раз, знает, что будут расспросы. Зачем тогда пошла на такой шаг? Думала: «А вдруг прокатит!»
— Наверное. Ученица слабенькая. Я ей поставила троечку. Может, она этого и хотела…
— Сайты с ГДЗ активно используются уже не первый десяток лет. С одной стороны, хорошо, что люди обмениваются решениями, но было бы лучше, если бы они писали: «А дай-ка я тебе расскажу, как это сделать!»
— Да. У нас бывают практикумы решения задач. В седьмом классе это еще редко, а в старших классах практически через урок. Берем сборник задач, я пишу на доске все задачи, которые надо сделать. Если ученик просто накануне списал или не понял, он не сможешь их решить. Он должен во всем разобраться, понять, что происходит.
— Мы говорим о физике. Наверное, в этом предмете виднее, когда списывают с сайта ГДЗ.
— Думаю, да. У нас есть не только цифры, но и буквы, и они в печатном варианте очень похожи друг на друга. И когда ребенок не понимает, он списывает с ГДЗ и путает их. Ему все равно, какую закорючку выводить.
— Как бы вы расшифровали аббревиатуру ГДЗ другими словами?
— Я даже не задумывалась об этом.
— Как вам такой вариант: «Где дураку здорово»?
— (Смеется.) Может быть, только второе слово надо заменить.
— Тогда напишем «Где долгодуму здорово?» А что вы можете сказать по поводу разговора хитрых школьников, которые списывают и специально делают ДЗ похуже, чтобы не спрашивали?
— Даже если будет написано не очень хорошо, как они говорят, все равно придется все объяснить, дописать, доделать как положено у доски. Спрашиваю тех, кому, на мой взгляд, нужно отвечать: если мало оценок или проблемы с отметками. И это не обязательно ученики, у которых все сделано очень хорошо.
Платон Баркарь