Ученые Белекского университета Анталии (Турция) научным путем доказали, что музыкальные знания и навыки значительно улучшают успеваемость детей и подростков по математике. Они рассказали об этом в журнале Educational Studies.
Исследователи проанализировали информацию о 78 тысячах человек от детсадовского до студенческого возраста, которые участвовали в 55 исследованиях по всему миру.
Все участники эксперимента (дети, подростки и студенты) в той или иной степени изучали математику. Одни из них отвечали на вопросы математических тестов перед занятиями музыкой и после их окончания. Другие проходили тесты без музыкального сопровождения.
Сравнительный анализ показал, что 69 процентов учащихся, освоивших какие-либо музыкальные инструменты, и 58 процентов тех, кто посещал обычные уроки музыки (слушал мелодии, пел в хоре), значительно улучшили свои оценки по математике. У членов контрольной группы, не занимавшихся музыкой, оценки не улучшились.
Интегрированные уроки, в которых музыка встроена в математику, имели самый большой эффект: около 73 процентов учащихся улучшили свои оценки. Особенно благотворно песни повлияли на детей младшего возраста, изучающих основы арифметики.
Исследователи отметили, что у математики и музыки много общего. Например, использование симметрий и символов. Оба предмета предполагают абстрактное мышление и количественные рассуждения. Основные понятия арифметики (например, дроби и отношения) являются фундаментальными и для музыки.
Поощрение учителей математики и музыки к совместному планированию уроков может помочь уменьшить тревогу учащихся по поводу математики, а также повысить успеваемость, сделали вывод авторы исследования.