Школьный психолог Лусине Мальцева дает рекомендации ученикам и родителям по поводу ЕГЭ
— Лусине Александровна, во время подготовки к ЕГЭ выпускники находятся в психологическом напряжении. К чему может привести длительное пребывание в таком состоянии?
— Длительное напряжение, как вы сказали, не может привести к чему-то конструктивному. Пребывание в нем крайне нежелательно. Для снятия напряжения, тревоги есть огромное количество замечательных методик, по которым работаю как я, так и мои коллеги.
— А по каким методикам вы работаете?
— Их много. Сначала выявляется уровень тревожности, для этого проводится анкетирование либо тестирование. Оно, как и вся работа психолога, проходит конфиденциально. По результатам тестирования определяем уровень тревожности класса, группы либо отдельного ученика. А затем в индивидуальном порядке работаем, корректируем. Не безуспешно, хочу заметить.
— С какого класса учителям стоит начинать подготовку учеников к ЕГЭ?
— Этот вопрос, скорее всего, не к школьному психологу. Не я и не мои коллеги принимаем такие решения. Хорошо, когда ученики профессионально ориентированы, понимают, по какому руслу им двигаться, какие предметы изучать. Но, если образовательная программа позволяет нам определиться на более ранних сроках, это великолепно.
— Не создает ли столь раннее начало подготовки излишнего напряжения для особо впечатлительных учеников?
— Ничего не происходит такого, чтобы мы могли получить на исходе негативные истории. Ранимость учеников не усугубляется. Наоборот, когда идет профориентация, школьник дифференцирует, структурирует для себя какие-то моменты. У него достаточно много времени, чтобы разобраться и понять, чего он хочет и какую профессию намерен освоить. Ни о каком травмировании здесь речи быть не может.
— Есть ли опасность, что ученик за много лет до экзамена программирует себя на отрицательный результат?
— Такое есть, но ученики сами по себе на такую плоскость не выходят. Это всегда послание родителя, которое, в свою очередь, может быть продиктовано высокой степенью тревожности.
— И учителя?
— Может быть и такой вариант, но, если мы говорим о формировании личности и про самооценку, то должны понимать, что ее строят не в школе, а дома.
— Ученица 5 класса на вопрос «Седьмой перемены», что ее больше всего волнует, ответила: «Волнует, как я сдам ЕГЭ». Так бывает, когда учителя уже в пятом классе говорят об ОГЭ и ЕГЭ.
— Хорошо, что ученик уже в пятом классе понимает, что в девятом будет сдавать ОГЭ, а в 11-м – ЕГЭ, и результаты экзаменов важны. Но если его уже в пятом классе это тревожит, это не здорово. Не должно ученика пятого класса это беспокоить!
— Но такое происходит. Почему?
— Конечно, ажиотаж вокруг всего этого есть, но каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Но происходит это не часто. Возможно, что фокус внимания ученика направлен на сдачу экзаменов. В таком случае хочется спросить: а что с другими сферами жизни ребенка (хобби, спорт, творческие занятия)?
— А может это хорошо, что дети с такого возраста учатся принимать ответственные решения, думать о своем будущем.
— Принимать ответственные решения – это всегда хорошо, но делать это в пятом классе крайне сложно. Непросто выстраивать причинно-следственные связи в силу возраста. Хорошо бы родителю ознакомиться с этапами развития детей.
— А разве не надо ставить перед ребенком амбициозные цели?
— Обязательно надо ставить! Но цели — это одно, а негативные послания родителя – совсем другое.
— Что делать амбициозному ученику, который хочет достичь чего-то большого, а родители относятся к этому снисходительно?
— Картина, которую вы сейчас описали, в семейной системе крайне редко встречается. Амбиции – вещь неплохая. На них иногда можно опереться, чтобы выйти на хороший результат, но за этим необходимо следить родителям. Если все выходит за рамки нормы, возникает высокий уровень тревожности, и мы говорим про невротическое состояние ребенка, это уже другая история.
— Одна 40-летняя женщина рассказала, что ее папа все время говорил о самореализации, амбициозных целях. «А лучше бы просто учил как жить, как семью строить», — сказала она.
— Хорошо, когда все в гармонии, когда ребенок перенимает навыки, которые есть у родителей по житейским моментам, и неплохо, когда есть легкий налет амбиций. В таком возрасте это только приветствуется, потому что сейчас большой конкурс в вузах и важно быть конкурентоспособным. Это не только академические знания и баллы, а еще и личностные качества, стержень и форма принятия жизни. Это опять же идет от родителей, формируется «в гнезде».
— Знакомая выпускница, у которой не хватило баллов для поступления в вуз на бюджет, сказала: «Вот так я не попала в мир успешных людей».
— Звучит катастрофично из ее уст. Таковы сегодняшние реалии. Твои знания – твой успех. Но ребенку нужно дать знать, что это не единственный ориентир. ЕГЭ, выпускной балл — просто следующий этап. Если что-то не получилось или получилось не так, как хотел, всегда можно пойти немного другой дорогой. Пусть будет дольше, но, возможно, она окажется более безопасной и комфортной.
— Идя по этой, быть может, немного более длиной дорогой, ты приобретешь что-то дополнительное.
— Однозначно. Это опыт, который потом пригодится. Поэтому важно говорить об этом с ребенком.
— Обращаются ли к вам волнующиеся выпускники?
— Да, обращаются, и это здорово. Когда ребята приходят, мы ведем дискуссии, я провожу тестирование. Все конфиденциально, результаты мы обсуждаем с глазу на глаз. И они получают от меня соответствующие рекомендации.
— Какие советы вы даете ученикам и как они на них реагируют?
— Психологи дают не советы, а рекомендации.
— Чем рекомендация отличается от совета?
— Совет может дать подруга, друг. Рекомендация же на чем-то зиждется, она прошла выборку, время, претерпела валидность (действительность, законность). Формат общения с педагогом-психологом совсем другой. Ученики привыкли к оцениванию. Что бы они ни говорили, ни делали, это всегда подлежит оцениванию. Наша с ними работа, а это именно работа, не подлежит оцениванию. Мы принимаем то, что есть здесь и сейчас. Это ребятам нравится как что-то новое. Поэтому они с благодарностью принимают рекомендации.
— А что вы им рекомендуете?
— Предлагаю иметь ввиду вариант Б, о котором упоминала ранее. Чтобы они говорили с родителями о том, как будут действовать в случае возможной неудачи при поступлении. Второе – это самоконтроль, умение прислушиваться к своему состоянию.
Очень важно перед экзаменом не пытаться запомнить и тем более выучить весь курс за один день. За одну ночь вряд ли можно успеть что-то освоить. Скорее, наоборот, это приведет нервную систему в такое состояние, что на следующий день будет крайне сложно собраться.
Рекомендую перед экзаменом послушать музыку, погулять на свежем воздухе, встретиться с кем-то, поговорить. Самое лучшее — простой, легкий, незагруженный день перед ЕГЭ. Крайне важно высыпаться и соблюдать режим не накануне, а на протяжении года.
— Что можете сказать о режим питания, успокоительных?
— Режим питания — да, а насчет успокоительных рекомендации дать не могу, все-таки я не врач. Это очень индивидуально, мы можем получить обратный эффект. Если ребенок до этого не принимал те или иные препараты, мы совершенно не можем знать, какой будет реакция на следующий день. Мы можем столкнуться с сонливостью, тошнотой и еще с чем-то, что может помешать. Медицинские препараты возможны в индивидуальном порядке, и только с позволения врача-невролога
И народные методы никто не отменял. Можно заварить чай с ромашкой, мятой.
— А какие рекомендации вы даете родителям выпускников?
— Говорю, что дом, где воспитывается ребенок, — это тихая гавань, это место ресурса, где человека принимают таким, какой он есть, со всеми его плюсами и минусами, удачами и неудачами.
Набрать высокие баллы на ЕГЭ – это, конечно, похвально, но не у каждого получается. И когда ребенок сталкивается с серьезной фрустрацией, родителям крайне сложно. Я папам и мамам тоже рекомендую всегда разрабатывать вариант Б. Он снимает с человека ровно половину напряжения.
Если выпускник знает, что в случае неудачи при поступлении в вуз он может спокойно попробовать себя в другой сфере, поступить в смежное учебное заведение, пойти на другой факультет с возможностью перевестись в следующем учебном году, устроиться на работу и параллельно заниматься подготовкой к поступлению. Всегда оставлять за собой варианты действия – вот что важно! Здорово, что такие варианты есть, и это тоже путь к успеху. Человеку проще сориентироваться в таких условиях и в случае необходимости даже собрать себя.
Выпускники в школе достаточно часто слышат, что крайне необходима академическая успеваемость, что они должны, должны, должны. И родителям мои рекомендации – снять чувства долженствования со своих детей. Стоит сменить тему, стиль и форму общения, чтобы ребенок мог отдохнуть от напряжения. Можно вместе куда-то съездить, сходить в кино, посетить музеи и так далее. То есть папа, мама и выпускник должны быть на одной волне. Родительская безусловная любовь к своему ребенку – начало и основа успеха.
Ева Перевалова