Ученики Всеволожского центра образования, родители которых работают в школе, оценили плюсы и минусы своего положения
Все люди учатся в школе и в каком-то смысле являются «детьми» педагогов. Но в школу ходят и настоящие дети учителей. Накануне профессионального праздника их родителей «Седьмая перемена» решила узнать, как живется этим ребятам.
Принято считать, что ребенок педагога должен быть примером: хорошо (а лучше отлично) учиться и правильно себя вести. В связи с этим к детям учителей предъявляют особые требования. Так ли это?
— У вас мамы учителя. В этом больше плюсов или минусов?
— Больше плюсов, потому что ты лучше знаешь предмет, который ведет твоя мама, — говорит Полина Федина из 9а (мама Светлана Валентиновна – учитель английского и классный руководитель). — Если что-то непонятно, можешь поговорить со своим родителем. А минус в том, что от тебя ждут больше, чем от других учеников.
— Да, плюсов больше плюсов, — соглашается Никита Шестаков из 10а (мама Марина Павловна – учитель русского языка и литературы). – Ты всегда дома можешь спросить, уточнить что-то по предмету. Но если у тебя что-то случилось в школе, какое-то недоразумение, мама, к сожалению, сразу об этом узнает. А хотелось бы дома самому все рассказать.
— Для меня все-таки больше минусов, — говорит Андрей Антонов из 10а (мама – учитель математики Юлия Викторовна), — потому что дом постоянно завален ученическими тетрадками, всякими контрольными. А моя мама приходит постоянно уставшая, и мне ее очень жалко.
— Бывает, другой учитель делает мне замечание через маму, и она поясняет, что это значит, — говорит Александра Райлян из 6г (мама – учитель английского языка Юлия Юрьевна). – А минус в том, что мама может занижать мне оценки, чтобы не казалось, что она относится ко мне как-то особенно.
— Вместо пятерки четверку ставит?
— Иногда и двойку может.
— Мне не нравилось, что учусь в классе мамы, — признается Райхан Тюлеева из 8а (мама Жанна Борисовна – педагог начальной школы). – Помню, мы бегали по школе. Мама меня ругала вместе со всеми, а потом еще и дома продолжила.
— У вас есть ответы на контрольные работы по предметам родителей?
— Контрольные работы мама мне не дает, — рассказывает Полина Федина. – Если они у нее есть, она их прячет от меня подальше, либо держит где-то у себя в столе, в кабинете. Если честно, в начальной школе, когда у меня было плохо с этим предметом, я пыталась попросить ответы. И мама мне строго отказала: «Повторяй сама, это тебе нужно, пригодится в жизни!»
— Мамы прячет от меня ответы, — говорит Александра Райлян, – но перед контрольными дает похожие задания. Если что-то не понимаю, она мне объясняет.
— Вас спрашивают чаще?
— В первое время мама спрашивала чаще, — рассказывает Полина Федина, — но к более старшим классам она перестала акцентировать на мне внимание.
— Меня спрашивают так же, как других учеников, — говорит Александра Райлян, — но иногда, по самым сложным вопросам, чаще.
— Предмет мамы — ваш любимый?
— Я, конечно, люблю английский, но не могу сказать, что это мой любимый предмет, — признается Полина Федина.
— Мама – учитель русского языка. Это не мой любимый предмет, там много сложного, — улыбается Никита Шестаков. — Я предпочитаю информатику.
— Алгебра и геометрия – единственное, что я понимаю, — заявляет Андрей Антонов. — Цифр у меня в жизни больше, чем букв.
— Это мой второй любимый предмет, — говорит Александра Райлян. – Первый – физкультура.
— Бывают случаи, когда вам занижали или завышали оценку? Как другие учителя к вам относятся?
— Ко мне относятся, как к остальным ученикам, — считает Полина Федина. – Поэтому с оценками все в порядке. Но шутки, что у меня мать учительница, тоже иногда бывают. Вот, в шутку говорят, я маме твое расскажу!
— Ко мне не относятся как-то по-другому, — рассказывает Никита Шестаков. – Поэтому и оценки такие же. Если оказываюсь один на один с учителем, он может сказать, что расскажет что-нибудь маме. Еще могут и как-то подшутить.
— Ко мне как-то по-особенному никто не относится, надеюсь, так и продолжится, — улыбается Андрей Антонов. — Бывают дружеские напоминания о маме.
— Другие учителя могут почаще спрашивать и немного завышать оценки, но это редко бывает, — признается Александра Райлян.
— У вас одноклассники просят ответы на тесты?
— Если честно, я не припомню, чтобы у меня просили ответы, — говорит Полина Федина. – Возможно, они их сами находят, либо все самостоятельно учат.
— Ответы у меня не просят, но часто спрашивают домашнее задание, — улыбается Александра Райлян.
— У вас не возникает мысль: я ребенок учителя, надо постараться не подвести маму?
— Да, такая мысль присутствует, — признается Полина Федина. – Раз я дочь учителя, значит, в этом предмете и в других должна себя хорошо показать, чтобы не подвести репутацию мамы.
— У меня такого нет, — говорит Никита Шестаков. – Да, у меня мама учитель, но я такой же ученик, как остальные.
— Такой мысли у меня не возникало, — отвечает Андрей Антонов,
— Такая мысль часто возникает, — отмечает Александра Райлян. — Поэтому стараюсь очень хорошо работать по всем предметам, тем более, по английскому.
— Чувствуете завышенное ожидание от себя?
— Думаю, завышенного ожидания нет, — говорит Полина Федина. — Я стараюсь учиться по своим силам.
— Иногда со стороны учителей чувствуется ожидание, — отмечает Никита Шестаков. – Однако со временем оно проходит, когда учитель к тебе привыкает.
— Сначала бывает завышенное ожидание, — говорит Андрей Антонов, – но потом оно проходит, и я учусь так, как учусь.
— Завышенных ожиданий нет, — считает Александра Райлян.
Мы хотели закончить материал рекомендациями экспертов, но, как ни странно, не нашли педагогических исследований на тему детей учителей. Жизнь таких ребят выстраивается благодаря любви и профессионализму их пап и мам, выбравших самое главное дело на земле. Без педагогов не было бы ни строителей, ни врачей, ни представителей других профессий. С Днем учителя!
Глеб Дарья
Кудрявцев Денисова