Как работают камеры онлайн-присутствия на уроке
Напомним, у английского писателя Джорджа Оруэлла есть роман «1984», там описывается будущее, в котором Большой брат, олицетворяющий тоталитарную систему, наблюдает за обычными людьми с помощью IT-технологий. В нашем случае сравнение с ним, конечно, условное, но все же…
Входим в кабинет директора Всеволожского центра образования. Олег Анатольевич Петров включает компьютер и показывает видеотрансляцию урока литературы в одном из классов. Это впечатляет. Видно и слышно абсолютно все!!! В кабинете две камеры, директор активирует их по очереди, приближает изображение то с одной, то с другой. Добавляет звук, и кажется, что слышимость даже лучше, чем в самом классе!
— Олег Анатольевич, что это за система и для чего она нужна?
— Изображение с камер в классах выведены не только на мой монитор. Доступ к этим камерам имеют также завучи. Это камеры не наблюдения, а онлайн-присутствия на уроке.
— Болеющий ученик может с их помощью «прийти» на занятие?
— Мы рассматриваем варианты, возможности, чтобы на уроке мог присутствовать ребенок, который отсутствует в школе. Необходима готовность учителя, детей, и родители должны согласиться с тем, что в этот момент ребенку предоставляется доступ на урок. Система также способна проводить вебинары, делать записи. Она имеет очень хороший звук, слышно даже то, что говорится шепотом. И видно каждое движение — как ученики достают телефоны, списывают и т.д.
— А что вы делаете, когда видите, что кто-то совсем плохо себя ведет?
— Если ученик начинает вести себя плохо, я могу сделать скриншот или сохранить часть видеозаписи и поговорить с ним потом. Но если вижу, что ситуация выходит из-под контроля, то, конечно, вхожу в класс. Достаточно того, что я заглянул в дверь, и все прекращается.
— Да, мы знаем.
— Больше ничего не делаю, только заглядываю, смотрю или подхожу и ребенку и что-то шепчу ему на ухо. А с учителем проговариваю все ситуации уже после всех уроков, прошу его зайти ко мне.
— Для чего еще нужны видеокамеры в кабинетах?
— Они необходимо не только для отсматривания уроков, онлайн-присутствия на них. На базе нашей школы сдаются два сложнейших экзамена – английский язык и информатика, это ОГЭ в девятом классе. И там есть жесткое требование — должны быть запись с камер и звук. Их надо хранить в школе до начала следующих экзаменов.
— Кто еще, кроме вас и завучей, может посмотреть это видео? Оно не уйдет на какой-нибудь сайт?
— Это закрытая система. Учитель, работающий в кабинете, может получить 15-минутный доступ на один урок. Он имеет право открыть запись, показать, как прошло занятие, и закрыть. Естественно, есть системный администратор, который тоже имеет доступ к системе. Но онлайн-показ исключен.
— А если придут мама с папой и попросят скопировать запись, чтобы была память, как их ребенок учится в классе?
— Это делать нельзя. Должно быть согласие всех детей и родителей, чтобы кто-то смог взять эту видеозапись. Для открытия доступа для всех требуется закрепление на законодательном уровне. Чтобы ребенок, находясь дома, имел доступ к системе, мог присутствовать на уроке, с родителей нужно взять обязательство о невозможности публикации записи в сетях, показа детей в классе по всему Интернету. Это очень тонкий юридический момент.
— Но это же удобно!
— Конечно, удобно, но каждый должен соблюдать закон. Да, это очень хорошо, когда ребенок заболел и может подключиться к уроку онлайн. Послушать педагога, задать вопрос и, при наличии камеры, поднять руку и ответить. Но я не могу гарантировать, что этот ученик не записал видео и не опубликовал его, выбрав какой-нибудь кусочек, острый момент. Где учитель может повысить голос: «Сядь на другое место! Я тебе сказала — сейчас же!» Это жестокое обращение к ребенку.
— И так нельзя говорить!
— Нельзя, конечно, но если ученик не делает этого после пятого обращения, как его еще заставить пересесть на другое место?! Естественно, никак, только тембром голоса, показывающим, что учитель уже недоволен тем, что происходит и терпение его заканчивается. И тогда школьник подумает: «Наверно, не стоит дальше связываться, сяду-ка я, куда просят». А потом возьмет и опубликует эту часть и скажет, что учитель его так попросил. Никто не будет знать, что педагог повысил голос уже с пятого, седьмого раза, все подумают, что он зверь и всегда так разговаривает.
— В романе Оруэлла «1984» есть Большой брат, который следит за всеми. Олег Анатольевич, Вы тоже Большой брат?!
— (Улыбается.) Ситуацию на уроке я знаю, но не бегу к вам по каждому поводу. Кто-то прыгнул, кто-то бумажку бросил. Я понимаю, что это детские шалости, но они недопустимы. Учитель должен обратить на них внимание и заинтересовать учеников. Дать задание, которое они должны выполнить и сдать. Или сделать замечание, написать родителям. Я наблюдаю и вижу реакцию педагога, вижу, как растет ребенок. Директор должен знать, что происходит в школе. А Большой брат – это когда все под колпаком. Я же не повышаю голос и т.д. Достаточно поговорить, объяснить и все прекращается, желание пропадает. Чем раньше происходит взросление, тем раньше пропадает. Вы же не приходите и не рассказываете: «Олег Анатольевич, я сегодня на уроке стул ногой ударил, штору порвал, бумажку бросил и без сменной обуви пришел. А еще я отвернулся, учитель сделал мне четыре замечание, а я на все забил».
— Это было бы странно!
— Естественно, вы это не расскажите ни мне, ни маме с папой. Но это же происходит на уроках! Я должен знать, как учится и себя ведет каждый ребенок. Есть дети, которых специально отсматриваю, манеру поведения и т.д., потом даю советы учителям, как поступить с тем или иным ребенком в определенный момент. Сегодня еще не каждый учитель готов видеть и знать, как поступить, у кого-то опыт небольшой, кто-то только что в школу пришел. А кто-то, наоборот, подустал и ему надо помочь. Да, я такой Большой брат, но добрый. Доброе привидение. (Смеется.)
— После появления системы ученики стали лучше себя вести?
— Удалось разрешить на общее благо часть конфликтных ситуаций. И ребенок, и учитель могли допустить некоторые моменты. Не все сначала в это поверили, но сейчас и педагоги, и дети понимают, что их видят. И относятся к этому с пониманием. Главное, чтобы была польза.
Как вы относитесь к тому, что за вами наблюдают?
Иван, девятиклассник:
— Это не очень хорошо, немного напрягает и смущает.
Наталья Милаева, учитель русского языка и литературы:
— Камеры не замечаю. Вхожу в тему, общаюсь с детьми и мне все-равно, что кто-то смотрит.
Полина, восьмиклассница:
— Это плохо, потому что неудобно списывать.
Наталья Шабанова, учитель русского языка и литературы:
— Отношусь спокойно. Некомфортно тому, кто не готов к уроку.
Анастасия, семиклассница:
— Это вполне нормально, не обращаю внимания, что они есть.
Руслан Багиров Григорий Михайлов