Учитель физики считает, что иногда учителю необходимо повышать тон и объясняет, почему
Ветер, гром, молния, дождь, град, снег… Испокон веку люди стремились понять эти явления. Наверное, так и родилась физика. Название дисциплины происходит от греческого рhysic (природа). Об этом и не только я говорю с Людмилой Сергеевной Шайкиной. Это учитель физики, влюбленный в свой предмет, а также один из самых строгих педагогов Всеволожского центра образования.
— Людмила Сергеевна, кто ваш первый учитель?
— Их было много.
— Назовите самого первого!
— Сейчас попробую… Я сменила очень много школ, родители военные, нам часто приходилось переезжать, поэтому сложно сказать, чем запомнился первый учитель. Мне больше памятен не первый, а последний.
— Тогда расскажите о нем!
— Людмила Анатольевна — классный руководитель. Очень умная, эрудированная женщина, она смогла удержать сложный класс, в котором 20 мальчиков и девять девочек. Все хорошо закончили школу и стали успешными людьми.
— Почему вы решили стать учителем?
— Наверное, потому что мне приходилось преподавать даже тогда, когда сама училась в 9 и 10 классах.
— ?
— Мы жили в военном городке. Маленькая школа, учителя очень часто менялись, один уходил, другой приходил. И я заменяла учителей физики, химии и биологии. Было весело. (Смеется.)
— Тогда и полюбили физику?
— Не совсем, физика мне нравилась всегда. Я считаю, что это самый главный предмет.
— Почему?
— Мы живем в физическом мире, нас окружают тела, явления. И все, что происходит, связано именно с физикой. Чем больше законов знает человек, тем лучше разбирается в этом предмете, тем легче ему жить.
— Какой эпизод учительской жизни запомнился вам больше всего?
— Я тогда работала в школе при академии наук на Северном Кавказе. Туда приезжали по обмену дети из разных стран, и я не знала, на каком языке разговаривает каждый из них, что они от тебя хотят. (Улыбается.) В конце концов мы стали понимать друг друга без языка, с помощью формул, законов природы. Я тогда уяснила, что люди всегда могут договориться.
— Вы работали в разных школах, в какой лучше всего?
— Мне нравится работать с детьми, а где — не имеет значения. Особенно когда видишь отдачу.
— Какой ученик запомнился больше всего?
— Диана Хабурзания. Она поставила цель занять призовое место на районной Олимпиаде по физике – заняла его, поставила цель попасть на сессию по физике в центр «Интеллект» -попала… Запомнилась Анна Ковтун Анна. Когда мы с учителем химии уговаривали ее пойти в петербургский физико-математический лицей №239, она говорила, что физика ей не понадобится. А потом стала кандидатом физико-математических наук. (Улыбается.)
— Вкусы и предпочтения меняются.
— Нет, она тоже ставила себе цель. У нее по значимости второй аттестат в 239-м лицее. Если во Всеволожске Аня была отличницей, то, придя в лицей, она поняла, что знаний не хватает, и она начала пахать. И сейчас работает в большом университете.
— Вы всегда имеете определенное, порой категоричное мнение. Это не мешает?
— Иногда мешает.
— Педагоги имеют «учительский голос». Могут повысить его, а то и накричать на учеников. Это необходимо?
— У меня профессионально-командный голос. В отдельных случаях без него не обойтись. Семьи учеников разные, соответственно, у детей разное воспитание. Некоторые реагируют на тихий голос, воспринимают всю информацию в обычном режиме. А другие не воспринимают вообще ничего. Поэтому иногда приходится повышать голос.
— Как вы относитесь к дистанционному обучению?
— Мне оно не нравится. Чтобы его применять, надо иметь цель. К сожалению, большинство детей никакой цели не имеют. И на дистанционке просто присылают мне работы, списанные с Интернета, даже с неисправленными ошибками…
Из досье «Седьмой перемены»
Людмила Сергеевна Шайкина родилась в Ленинграде, 10-й класс окончила на Камчатке. Выпускница института имени Герцена. Работала в школе при академии наук в Нижнем Архызе (Северный Кавказ); в городе Черкесске, в национальном учебном заведении; в 187-й школе Санкт-Петербурга; во Всеволожском лицее №1. Ученики Л.С. Шайкиной — победители и призеры районных и областных Олимпиад. Награждена медалью «За заслуги перед Всеволожским районом», грамотами областного и районного комитетов образования.
Вероника Зыкина