АТМОСФЕРА АЛЬМА-МАТЕР

Школа
Тема дня
Фото: obrazovanie.sakhalin.gov.ru.
Фото: obrazovanie.sakhalin.gov.ru.
На микроклимат в школе влияют отношения учителей и учеников, а также …несвежие половые тряпки, душные раздевалки, старые динамики и другие «мелочи»
Наталья Сергеевна Дмитриева

Во Всеволожском центре образования проведено интересное исследование. В ходе мозгового штурма ученики 7-10 классов выявляли, из чего складывается микроклимат в школе. Слагаемых оказалось немало. Мы беседуем с инициатором исследования, психологом Натальей Дмитриевой.

— Наталья Сергеевна, что такое комфорт в школе?

— У каждого свое состояние комфорта, но есть общее понимание. Комфорт — это когда человеку хорошо, уютно, когда его все устраивает. Ты переступил порог школы и тебе не фу.

Каждый класс, участвовавший в нашем исследовании, записывал свои выводы на ватмане. Вот они! (Наталья Сергеевна достает большую стопу листов.) Только 8а написал, что все хорошо, у остальных много замечаний и предложений.

 Отношения учителей и учеников

В подавляющем большинстве случаев диалог педагогов и обучающихся проходит на высшем уровне. Тем нагляднее исключения, на которых мы учимся.

— Бывает, что учитель оскорбляет учеников во время урока.

— Что делает?!

— Оскорбляет.

Фото: Григорий Михайлов / «СП». Высокие отношения: учитель биологии Татьяна Алексеевна Егошина встретилась со своей ученицей Аней Петровой после каникул.

— Учитель не должен оскорблять ученика ни при каких обстоятельствах!

— Один педагог оскорблял и отдельных учеников, и весь класс. Сказал, что в нас не верит, что мы ничего не сдадим. Мы жаловались классному руководителю.

— И какая была реакция?

— Она с этим учителем разговаривала. Ничего не изменилось. Педагога приглашали на родительское собрание. Тоже никакого эффекта.

— Бывает, учитель не выдержит и что-то скажет. Все это поймут, но, если такое с одним и тем же педагогом происходит неоднократно, молчать не надо. Можно прийти к завучу по учебно-воспитательной работе и все рассказать. Он разбирается объективно. У вас же есть староста класса, какая-то группа активных ребят.

— Если честно, большинство боятся. Мы с моей подругой, она староста, а я ее заместитель, пошли и сказали классному руководителю.

— А родителям вы рассказываете?

— Конечно.

— Родители могут обратиться к учителю через Электронный журнал? Бояться ни при каких раскладах не надо.

— Один учитель сказал однокласснику: «Тебе не интересно – иди отсюда!» Он встал, собрал вещи и ушел с урока. Так было несколько раз.

— Во время урока учитель полностью отвечает за ребенка. Если раньше можно было удалить ученика с занятия, то сейчас детей нельзя выпускать из класса, выставлять за дверь и так далее. Если со школьником что случится, отвечать будет педагог.

— А можно ли cлова учителя записывать на диктофон?

— Для чего?!

— Чтобы пойти и показать: это было, ученики ничего не придумали.

— Нельзя этого делать! Это нарушение личных границ. Запись уйдет в Сеть и будет огромнейший скандал. Если надо что-то доказать, можно посмотреть записи камер в кабинетах.

Все вопросы, касающиеся отношений учителей и учеников, надо решать «мирным путем», через диалог.

Отношения между учениками

Опрос показал: с одноклассниками некомфортно из-за шума на уроке; насмешек во время ответа у доски; нарушения личных границ. Но не только…

— Наталья Сергеевна, когда возникает дискомфорт в отношениях учеников?

— Когда угодно. Самая частая причина – это два ученика — сильный и очень слабый. Мы c вами уже писали о плохих мальчиках, которые привлекают к себе внимание. Они знают, над кем и когда можно посмеяться. Имеется ввиду слабый не по уму, а по духу, тот, кто не может ответить. Никогда плохие мальчишки не будут издеваться над тем, от кого получат в ответ.

Фото: e-rodnik.ru.

— Как реагировать, когда ученик сквернословит и ведет себе как обезьяна?

— Никак.

— А если от этого дискомфорт?

— Обращайтесь к классному руководителю.

— То есть ученик ученику не должен что-то говорить?

— Нет, это превратится в перепалку или еще хуже. Многие дети отвечают, в этом начинает участвовать кто-то еще, все превращается в скандал. Мы всегда говорим: «Отвернись, уйди, промолчи, не обращай внимания!» Ну, а если это очень сильно тебя задевает, то, повторяю, нужно обращаться к классному руководителю и принимать какие-то меры, но только через родителей.

— Все говорят, что не надо мириться, когда ругаются матом. Я знаю ситуацию, когда мальчик нецензурно выражался. Девочка, стоящая рядом, сразу хлопнула ему по голове. Он примолк. Она должна была промолчать, что ли?

— А если бы он ей ответил?!

— Но он же мальчик!

— Ну и что! Некоторых мальчиков родители учат совсем другому. Когда мы разбираем подобные ситуации, выясняется, что дома родители говорят: «Давай сдачи, сынок!» И что бы было, если бы мальчик ударил в ответ ту девочку?! Надо как-то словесно все решать. Не понимаете друг друга – разойдитесь и попробуйте во все разобраться через взрослых!

— Считается не очень здорово – сразу бежать к учителю, жаловаться.

— Надо идти и рассказывать, когда это было не раз и не два! У вас в классе так?

— Когда идет урок с классным руководителем, она спрашивает обо всем, что происходило за неделю. И мы ей все рассказываем.

— Вы рассказываете каждый про себя или общую ситуацию в классе? Легче все изложить тому, кто смотрит на ситуацию со стороны. А участники часто молчат. Есть у вас такое? Неужели встает мальчик и говорит: «Меня побили».

— У нас если кого-то побьют, то сразу все знают.

— А сами дети говорят о произошедшем?

— Да, но человек стеснительный промолчит, за него скажут другие. Я всегда говорю и про себя, и про другого.

— С девочками понятно. А мальчишки тоже жалуются?

— Они больше говорят в шутку. А что делать, если одноклассник мешает вести урок, слушать и воспринимать информацию?

— Нужно обращаться к классному руководителю.

— А если классный руководитель не может успокоить этого человека.

— У нас есть социальный педагог, администрация. Пишутся докладные, они копятся, на основании этого в школу приглашаются родители. А потом человек ставится на учет. Чтобы до этого не доводить, ребята должны понимать, что своим поведением нарушают границы, мешают людям…

Чистота, запахи

Первое требование учеников — чистота. Об этом написали все классы. Во-первых, санитарная обработка, особенно против тараканов. Они забираются даже в питьевые фонтанчики, в которых слабый напор. Во-вторых, неопрятность в туалетах, где курят.

— Парят!

— Хорошо, парят – не вижу особой разницы. А еще ходят мимо и мусорят. И третье – наполняемость школы. Не в наших силах ее уменьшить. Очень много народу, душно. По СанПиНу полагается максимум 25 человек, а практически везде — около 30. Это тоже создает дискомфорт.

Фото: kliningovyj-raj.ru.

— Не будем забывать о запахах!

— Да, это проблема. В больше степени запах идет не от одежды, не от ботинок (они убраны в мешки и еще куда-то), а от тряпок. Помоют кабинет, а в нем запах. Уборщицы редко меняют тряпки и по всей школе стоит «аромат». Сейчас им дано указание чаще менять тряпки.

— В некоторых странах в общественных зданиях каждый день с помощью специальных средств моют не только пол, но и стены.

— Несколько лет назад у нас в школе работала уборщица, она мыла пол в моем классе в начальной школе. Я заходила и вдыхала запах лаванды. Она сама покупала это средство, а еще начищала тряпки, меняла их, если ей не выдавали. Я даже спрашивала, чем она моет, хотела домой купить такое средство. Когда она уволилась, мы плакали. Но мы можем все делать не только на энтузиазме отдельного человека. Это не такая большая проблема.

— Это не сильно дорого?

— Нет. Это просто пришел и сделал все качественно.

— А как насчет запахов в раздевалке, где переодеваются на физкультуру?

— А-а-а! (Смеется.) Не знаю… Если бы это все обрабатывалось ежедневно или хотя бы раз в два дня, таких запахов бы не было. Опять-таки не хватает культуры уборки. А там есть окно?

— Нет, только у мальчиков. Но можно просто открывать дверь, когда мы уходим на урок. И тогда все это выйдет.

— Самим ученикам это некогда делать. Мальчики редко открывают окно, может, раз в день придет уборщица и растворит его на какое-то время. За этим кто-то должен следить. Когда ученики уходят на занятие, можно открыть дверь, все проветрить и продезинфицировать.

Звуки

— На микроклимат в школе влияют также оформление и звук. К оформлению школы вопросов нет, а к звуку есть.

— А какие претензии?

— Когда в комнате охраны включают старые динамики, по школе идет звук как на вокзале. Почему не покупают нормальную аппаратуру?

— Да, среди предложений есть и такое. Ученики предлагают заменить школьную аппаратуру. Пишут, что не было ни одного выпускного, линейки, чтобы у нас что-то не гремело, не визжало.

— После замены аппаратуры можно включать спокойную музыку.

— Чтобы она всегда играла?

— Не всегда, а на переменах. Выходишь с урока, а в коридоре льется мелодия, приятная атмосфера.

— 50 процентов этого хотят, а остальным льющаяся музыка может мешать. На вкус и цвет товарищей нет. Тут не угадаешь. И потом, у нас такой шум, что, не знаю, будет ли слышно эту мелодию.

— Может, ученики начнут ходить более плавно…

(Смеется.) Ну да, может шум моря включать, щебет птичек, другие звуки природы.

— Или мантры какие-нибудь.

— Да, что-то такое нейтральное, всех устраивающее и успокаивающее. Есть еще мелодия звонка. Вот это было бы интересно. Я знаю, что в Морозовской школе звонок в виде мелодии.

— Может, и нам так сделать?

— Это было бы интересно, но опять же — одним она понравится, а других будет раздражать.

— А так звонок всех раздражает.

(Общий смех.)

— В Морозовке мелодию звонка постоянно меняют.

Виктория Середа

close

О, привет 👋
Приятно познакомиться.

Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждый день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *