Психолог, заместитель заведующего филиалом «Северо-Западный» ГБУ Московская служба психологической помощи населению Ольга Акимова рассказала на портале Госуслуги, как в период экзаменов родители могут помочь подростку справиться с тревогой, выбрать профессию и научиться жить самостоятельно, сообщает сетевое издание «Учительская газета».
Не стоит «накручивать» подростка
Нередко подростки задаются вопросом: зачем им учиться и для чего вообще сдавать экзамены, как это им пригодится в жизни? Когда старшеклассник отказывается готовиться к экзаменам, считая, что ему это не нужно, возможно, у него есть свои дельнейшие планы, которыми он не хочет делиться с родителями. Если обсуждать это с ребенком в доброжелательном ключе, есть шанс, что он поделится планами.
Проводились эксперименты, в ходе которых выяснилось, что при высоком уровне мотивации и сложной задаче человеку непросто ее решать, и, скорее всего, он не достигнет успеха. При сложной задаче и средней мотивации высока возможность с ней справиться (меньше напряжения, все ресурсы направлены на решение задачи). Даже если задача простая, при низком уровне мотивации она останется нерешенной, поскольку заниматься ей неинтересно.
При простой задаче и высокой мотивации она будет решена успешно. Ребенку гораздо проще при решении сложной задачи обесценить ее – снизить мотивацию. Как бы странно это не звучало, но может привести к успеху. Поэтому не стоит накручивать подростка, стараясь повысить уровень мотивации. Так можно только навредить. Необходимо выдерживать баланс, чтобы ребенок мог относиться к своей мотивации так, как ему будет комфортнее. Тогда он успешнее сдаст экзамены.
Кроме того, когда школьник не хочет учиться и забивать голову информацией, стоит обратить внимание на его физическое состояние. Возможно, у него апатия и он не хочет учиться потому, что у него недостаточно сил. Тогда нужна консультация врача.
Как помочь выбрать профессию
Чтобы помочь ребенку в 9–11 классах определиться с выбором профессии, важно понимать, что именно он хочет сам. Если у школьника есть конкретное желание, даже если оно вам кажется неосуществимым, надо помочь ему понять, что нужно делать для реализации мечты. Поддерживать мечту важно, поскольку для ребенка главной мотивацией будет его собственное желание.
Если подросток не знает, кем хочет быть и ему нужна помощь, тогда можно с ним поговорить о том, какие предметы ему нравятся, что дается легче, а что – сложнее. Стоит идти по пути наименьшего сопротивления и выбирать предметы, которые легче будет сдавать. Затем следует посмотреть, какой дальнейший путь. Важно помнить, что учиться ребенку предстоит еще несколько лет. Поэтому необходимо в данный момент выбрать не профессию, а дальнейший маршрут образования, чтобы он чувствовал себя комфортно на занятиях, ему нравились и легко давались предметы.
Как вести себя в случае неудачи
Хорошо иметь несколько вариантов. План А – самый желаемый. Затем – планы, которые зависят от результатов экзаменов. Если школьник после экзамена недоволен своей работой, считает, что написал плохо, надо его поддержать. Когда есть несколько вариантов развития событий, всем спокойнее.
Родителям также необходимо иметь план, как поддержать себя в случае не самого желаемого результата экзамена. Ребенок опирается на состояние взрослых, не нужно заражать его своей тревогой. Подростку в случае негативного опыта важна поддержка родителей. Для этого взрослые сами должны быть в состоянии это сделать. Если есть необходимость – обратитесь к врачу за успокоительным.
Как справиться со страхом неизвестности после школы
Школа для ребенка привычна. Он знает, что и от кого ожидать. После школы у многих есть страх перед будущим и неизвестностью. Поэтому родителям необходимо проговаривать с ребенком варианты, как будет складываться его жизнь, какие есть варианты дальнейшего обучения, как добираться до нового учебного заведения, как можно будет проводить свободное время после учебы. Понимание того, как повседневная жизнь подростка будет складываться после окончания школы, даст ему психологическую опору.
Когда ребенок должен стать самостоятельным
К сепарации ребенка от родителей нужно быть готовыми. Она начинается уже с кризиса трех лет, когда привычные вещи малыш начинает делать по-своему, делает их долго, но за себя выполнять их никому не дает. Если родители к таким шагам привыкают и позволяют делать ребенку так, как он хочет, он осваивает свою свободу, учится принимать решения, справляться с ситуацией.
В подростковом возрасте ребенок осваивает свободу в более широком диапазоне, когда начинает сам делать уроки, гулять с друзьями, решает, как выстроить день. Важно, чтобы родители не отбивали желание делать что-то самостоятельно. Если он не хочет ужинать с семьей, а хочет приготовить что-то себе сам – это тоже шаг в сторону самостоятельности. Важно это позволить – несмотря на то, что он, например, не сразу станет убирать за собой посуду.
То, что ребенок делает что-то для себя сам, с заботой о себе, делится с другими членами семьи, нужно поддерживать. Семье будет проще справляться с сепарацией, если родители будут готовы к тому, что ребенок взрослеет, отделяется, имеет свое мнение, закрывает свою дверь, говорит о личном пространстве, отвечает родителю отказом. Если родители к этому готовы, могут искать компромиссы и договариваться на другие правила, сепарацию будет легче пережить.