О мужском начале в учительском деле, связи обучения с жизнью и о многом другом «Седьмой перемене» рассказал учитель химии Алексей Михайлович Зяблов
В его биографии столько неожиданных поворотов и событий, что можно поделиться с другим, более умеренным человеком. Впрочем, Алексей Михайлович не собирался менять профессии и города, его мотало по жизни вместе со страной, занявшейся перестройкой. Но, что бы ни происходило, с Зябловым всегда была она, химия.
В первый учебный год (2021 — 2022-й) Алексея Михайловича во Всеволожском центре образования его воспитанницы отличились на Всероссийском конкурсе исследовательских работ (победа, второе место и диплом участницы).
…Учитель усаживает класс за самостоятельную работу и приглашает меня в лаборантскую. Время пошло!
— Алексей Михайлович, расскажите о себе. Где вы родились, жили, учились и работали до прихода во Всеволожский центр образования?
— Я родился в 1972 году в Астраханской области, в Икрянинском районе, в поселке Троицкий. Есть такое место на нижней Волге. Что меня подвигло к химии? Мама работала на рыбоводном заводе, где выращивали осетров и выпускали в Волгу. Там каждый день проводится химический и биохимический анализ. Сначала было просто интересно посмотреть в микроскоп, а потом, где-то в седьмом классе, стал уже осознанно интересоваться химией. А еще мы на летнем пастбище телят пасли. Чтобы они не топтали сенокосы, их перевозили на остров Обливной. Это Астраханский государственный заказник, там орнитологи работали, что тоже подвигло меня к естественным наукам.
Я поступил на химический факультет Астраханского государственного педагогического университета с дополнительной специальностью «биология». На втором курсе в зимнюю сессию завалил экзамен по физической экологии и весной меня призвали в армию, на Кавказ. После учебки попал в разведывательный отдел, был санинструктором, снайпером. У нас была мото-маневренная группа повышенной боеспособности. После распада Советского Союза была война в Абхазии, работали эвакуационные коридоры. Надо было формировать границу на Кавказе, и нас перебросили в Дагестан. Каспийский пограничный отряд начинался с нас. Позже многие мои сослуживцы погибли, когда в 1996 году террористы взорвали дом в Каспийске…
В 1994 году я отслужил срочную службу и восстановился в университете. После окончания учебы работал учителем, но нам по несколько месяцев не выплачивали зарплату. Нужно было содержать семью, и я решил уйти из школы, стал рабочим по обслуживанию дорог.
— Какие неожиданные повороты были в вашей судьбе!
— Это не все! В 2000 году я встретился со своим командиром, и он предложил мне служить по контракту. Восемь лет работал в Астраханском пограничном управлении. На Кавказ ездили. Это был тяжелый опыт. Приходилось эвакуировать раненых детей, участвовать в ликвидации банд, работать криминалистом. Там минные войны шли, в Абхазии были территории, куда никто не ходит, они до сих пор есть.
Граница в Астраханской области речная, морская и сухопутная. Три года был старшим специалистом по взаимодействию спецподразделений. Мы занимались зачисткой тростниковых зарослей, задерживали браконьеров, даже международных. А потом у меня начались проблемы со здоровьем, после прихода министра Сердюкова попал под сокращение.
— И вы наконец-то вернулись в школу!
— Да, но не сразу. Сначала работал технологом в частной компании, занимался пластиковыми окнами. И только когда предприниматель закрыл свой цех, я вернулся в школу. Два года проработал в Астрахани, а потом переехал в Ленинградскую область. Год работал в школе в Волосово, затем в Щеглово, с 2021 года — во Всеволожском центре образования. В Волосово ко мне подошел и поздоровался парень-чеченец. Оказалось, что он был среди раненых детей, которых мы вывозили из Гудермеса в Кизляр, и я ему делал перевязку. Мама у него погибла, а отец здесь женился.
— А какой у вас педагогический стаж?
— Не очень большой, 12 лет. Тут важно другое. Все эти годы я продолжал заниматься химией. Базовые знания пригодились, когда работал криминалистом. Зимой в пограничном управлении большие отпуска. В это время мало кто пересекает границу, и наряды освобождают. Было время заниматься химией со студентами и школьниками.
— С тех пор, как вы учились, сильно поменялись дети, отношение людей к образованию и жизни?
— Дети всегда разные, но раньше у них были определенные, более понятные и реализуемые цели. Сейчас ребята тоже мечтают, а потом накладывают на себя экономическую составляющую и все усложняется. Становится тяжело выучиться, у родителей изменились финансовые возможности. Бывает, человек идет за высшим образованием и вскоре понимает, что денег у него будет мало, и многие студенты бросают учебу.
Статус высшего образования падает. Раньше наши молодые специалисты с высшим образованием, итээровский состав на Западе были востребованы. Почему их там до сих пор ищут? Потому что это была академическая школа. А сейчас подменяются понятия, считается, что коммерческое образование лучше, но на самом деле это не так. Идет продажа дипломов, человек, не имеющий знаний, решает серьезные вопросы. Может, из-за этого сейчас и происходят аварии.
— Как ваш богатый жизненный опыт накладывается на учительскую работу? Он больше помогает или мешает? Какой у педагога Зяблова стиль? Часто возникает желание дать какому-нибудь разгильдяю в лоб?
— Что-то помогает, что-то мешает. Химический факультет Астраханского университета, где я учился, считался элитным, у нас преподавали два академика! Один из них, физиолог Давид Львович Теплый, до сих пор жив! Отсюда у нас стремление достигать поставленной цели, быть лучшими. Я стараюсь передать это детям. И пограничные войска, где служил, тоже элитные! Это первый рубеж Родины. Мы учились побеждать малым числом, в наряде обычно 10 бойцов, и они должны уметь противостоять бандам, в которых намного больше человек. Значит, надо уметь подбирать людей, видеть в ребенке и поддерживать стремление учиться, добиваться цели.
Мы делаем с ребятами опыты по криминалистике, снимаем отпечатки пальцев. Кровь на анализ брать не можем, но я могу смоделировать ее состав и показать, как он выполняется. Это вызывает интерес, мотивирует.
А отрицательное – это повышение голоса, как в армии. (Улыбается.) И отношение к детям как ко взрослым. Не всегда это понимают и ценят.
— А были ребята, которым вы помогли исправиться?
— Да, в Астрахани был мальчик, который стоял на учете в ПДН. Его отец погиб, а мать не справлялась с воспитанием. Мы с ним нашли общий язык. Сейчас он военнослужащий по контракту.
— А есть те, кто пошел по вашим стопам?
— Мой опыт санинструктора помогает ребятам сориентироваться. Среди учеников много врачей, медсестер. И во Всеволожском центре образования такие есть. В прошлом году мои выпускники стали студентами медуниверситета, несколько девятиклассниц пошли в медицинский колледж. Тут без знания химии не обойтись. Одной девочке было тяжело, она хотела даже бросить учебу, до нового года приходила ко мне на консультации и подтянула предмет.
Одна девушка работает в перинатальном центре, где находятся детки с онкологией, от одного года жизни. Она с ними дружит, а они, как и взрослые при таком диагнозе, уходят… Это очень тяжело морально, психологически, к этому невозможно привыкнуть, но… Я ей говорю: «Если ты будешь плакать, им будет хуже. Ты терпи, от этого у них хоть немного уменьшится боль. А потом когда-нибудь кто-то придумает лекарства и их станут лечить». Врачи и наставники всегда должны давать надежду.
— То есть ваши отношения с учениками выходят за пределы урока.
— Конечно. Не может быть, что на уроке ты учитель, а потом нет. Я не просто так даю советы. Мне приходилось терять сослуживцев. Со смертью мы всегда боролись до последнего. У всех медиков такое правило. Ребятам, которые учатся на врачей, это преподают в вузах, но со многими вещами они должны справляться самостоятельно.
— Чем ценен мужчина-учитель?
— По своему школьному опыту знаю, что он в приоритете. У нас был очень авторитетный учитель физики, ветеран войны. К мужчинам-учителям тянутся и мальчики, и девочки. А в остальном они ничем не отличаются от педагогов-женщин.
— А у вас на уроках есть какие-то приемчики, армейские «прихваты», помогающие навести дисциплину?
— Конечно. Иногда говоришь в шутку, а все понимают, что это серьезно. Как говорится, «не хотите сейчас, будете делать ночью».
— Ваш опыт показывает, что очень важна связь школы с вузами.
— Да. С Российским государственным педагогическим университетом имени А. И. Герцена я связан давно. Меня в свое время в аспирантуре оставляли, и защищаться должен был в этом вузе. А с СПбГУ работал, когда занимался медициной, фармакологией. Сотрудничал с преподавателем химии Анной Алексеевной Карцевой, она и сейчас там работает, доктор химических наук, профессор кафедры органической химии Института химии СПбГУ. Мы встретились на курсах в ЛОИРО и продолжили сотрудничество. Исследования учениц Всеволожского центра образования, отмеченные на всероссийском конкурсе, связаны с медициной, фармакологией и фармацией.
Девочки изучали свойства лекарственных препаратов, их взаимодействие. Ученицы исследовали растительное сырье Ленинградской области, которое имеет антивирусное, противоопухолевое и антибактериальное значение. Это исландский мох, можжевельник. Школьницы провели физический и химический анализ, получили из растений полезные вещества. Вторая работа связана с иммуноглобулинами, это выделенные белки, которые отвечают за наш иммунитет. Фармакология в школе не преподается. Девочки молодцы, они проделали большую работу, которую будут продолжать.
Сейчас в академической гимназии при СПбГУ учатся две девочки из Всеволожского центра образования. И мой сын тоже там учится.
— Это важно для любого учителя – давать не просто теорию, а перекидывать ученикам мостик в жизнь.
— Да, это такой народный подход. Предки учили подростков ремеслу, чтобы они могли зарабатывать на хлеб. От этого строилась вся его жизнь. Надо стремиться, чтобы у человека было и материальное, и моральное удовлетворение. Я горжусь, что мои ученики сейчас занимаются большими делами, в том числе ядерными проектами, их имена я не могу называть.
— А теперь вопросы «по просьбе читателей». Почему вы много курите?
— До армии я не курил. А там появилась эта привычка. Тяжело было в то время. Мы даже спали обутые, в любое время на границу могли напасть банды. У нас четыре месяца не было хлеба, из столовой выходили голодные. А сигарета как-то отвлекала, перебивала, притупляла чувство голода.
— Но сейчас-то вы не голодаете!
— Да. (Смеется.) Буду работать над этим.
— Почему у вас кнопочный телефон?
— У меня был планшет, потом он сломался, и я за полтора года как-то привык к кнопочному телефону. А более новые модели телефона, смартфоны… Мне неудобно читать на их маленьком экране.
— Что пожелаете читателям?
— Здоровья, мира и ума в этой непростой жизни. Хороших друзей, наставников. И главное — чтобы не было безразличия. Если каждому будет не все равно, то его жизнь и жизнь окружающих людей сложится правильно…
Андрей Моисеев
2 thoughts on “ПРОДВИНУТЫЙ ПЕДАГОГ С КНОПОЧНЫМ ТЕЛЕФОНОМ</strong>”
Прочитала статью о А.М. Зяблове. Учитель поднимает очень важный вопрос о тех, кто еще учится в педагогических вузах или окончил их, поступил на работу в образование.
1. Самое страшное для педагогики — это когда в школу приходят преподаватели абсолютно далекие от понятий общего школьного образования, которые не чувствует пульс, серцебиение школы, которым не нравится работа учителя. Это катастрофа для самих учителей и их учеников! В школу должны приходить избранные люди с особым складом ума, понятиями и видениями на принципы и правила в образовании, на жизнь в целом. Творческие. Заботливые, как матери и отцы. Влюбленные в свой предмет. Такие есть. Но их становится меньше.
2. Еще страшнее — когда диплом о высшем образовании куплен. Такой человек не понимает детей, не знает «свой» предмет, естественно, знания не передает ученикам. Такие, видимо, встречаются.
3. Хорошего учителя не должна волновать зарплата, потому что ему некогда думать об этом. Это точно! Но зарплата учителя должна быть достойной, чтобы он мог спокойно учить детей и наслаждаться процессом обучения. Пока до этого далеко, на деле — одни разговоры. Потому учителя ищут способы подработки, а для основного процесса обучения в школе остается все меньше времени. Есть, конечно, энтузиасты, которые приспосабливаются к небольшой зарплате и отдают все время школе, но это неправильно. «Живешь» в школе — получай правильно. Учитель должен быть одет, обут, сыт, хорошо отдохнувший в выходные и потративший на отдых средства. У многих отдохнуть не получается, средств на это просто не остается — у всех семьи, дети, проблемы, для решения которых нужны тоже деньги.
Что получается? Школьные проблемы копить нельзя, их нужно решать вовремя. Пока есть хорошие школы , есть крепкое государство.
Хороший учитель — это маяк для учеников, выпускников, это пример, сверка своих знаний и понятий с учительскими.
Алексей Михайлович самый лучший и понимающий учитель! Была рада почитать статью про него.