На вопросы «Седьмой перемены» отвечает Татьяна Егошина — учитель самого сложного школьного предмета
— Татьяна Алексеевна, где вы родились и учились?
— На Сахалине. Моя прабабушка по линии отца попала туда на каторгу из Литвы. Кстати, у нее были родственники Скавронские. Как известно, это фамилия Екатерины I. А моя бабушка встречалась на Сахалине с Чеховым, он подарил ей несколько книг, они сейчас в областном музее. Моя мама — москвичка, в годы войны переехала с семьей в Нижний Новгород, там окончила педучилище и отправилась на Сахалин по комсомольской путёвке.
— Как у вас все интересно!
— Да, на Сахалине другие люди, они открытые, больше ценят друг друга. Моя мама – заслуженный учитель, старшая сестра – учитель в Нижнем Новгороде, в медицинском лицее.
— Кто был вашим первым учителем?
— Мама. Она меня учила с первого по четвёртый класс.
— Вам повезло!
— Мне очень крупно не повезло! Самые несчастные в школе – дети учителей: ты не успеешь еще что-нибудь натворить, а тебе уже попало!
— А вы много успели натворить?
— Идеальным поведение никогда не отличалась, моими друзьями были мальчишки. Всегда говорила то, что думала, остановить меня было очень сложно. Но училась хорошо.
— Какой вуз вы заканчивали?
— Горьковский (Нижегородский) педагогический институт.
— А почему именно химия?
— Я работала в Санкт-Петербурге в немецкоязычной школе №515. Преподавала биологию и по совместительству химию, но старалась оставить себе одну биологию. В школе долго не могли найти учителя химии. В итоге мне пришлось взять этот предмет. Вся «прелесть» в том, что биологию можно выучить (посидеть ночь и освоить любой параграф), а химию нет, ее надо осваивать постепенно. Когда были на удаленке, я отправляла восьмиклассникам тест, вопросы не поместились на один лист, пришлось извлечь оттуда несколько заданий. Но я получила ответы на вопросы, которых в тесте не было!
— Все списали?!
— Вывод сделать нетрудно. На мой взгляд, лучше честно сказать, что списал, чем что-то сочинять. Родители мне тогда говорили: «Вы что, не понимаете, что химия — очень сложный предмет!?» Понимаю, конечно. По СанПиНу все предметы распределены по степени сложности: в восьмом классе на первом месте химия, в девятом – физика (на втором химия), в 10-м опять на первом месте химия, в 11-м она на втором. Ни математика, ни английский, ни другие предметы на первое место не выходят. В сентябре на родительских собраниях во всех восьмых классах говорю, что химия — самый сложный предмет! И прошу: «Поднимите руки, кто в состоянии помочь своим детям по химии?» Как правило, в классе тянут одну или две руки.
— Ха-ха-ха!
— В Интернете прочитала: в школе два иностранных предмета, один – английский, второй – химия.
Я говорю детям: надо учить все параграфы, не разобрался – подойди ко мне, я тебе объясню еще раз. Нет, ученик отсиживается за спинами других, ничего не делает, а через два-три урока перестает понимать, о чем идет речь… Повторяю: в химии надо учить каждый параграф, а не через один.
— А кто-то учит каждый параграф?!
— Конечно! И даже больше. В 8в учится девочка, которая в специальной тетради выполняет задания по темам, которые мы не изучали. Я у нее спрашиваю: «Тебе что, заняться больше нечем?» Она отвечает: «Мне это интересно». А другие давно перестали учить и понимать, поэтому ничего и не делают.
— А как химия может пригодиться в жизни?
— Я в восьмом классе на первом уроке говорю, что у всех в квартирах есть химическая лаборатория.
— Кухня?
— Конечно! Маринады, соленья, варенья мы готовим в пропорциях. Ты же не будешь целую бутылку уксуса выливать. Готовишь раствор определенной концентрации – вот она химия! И что бы мы ни делали на кухне, используем знания по химии. Дальше — медицина. Гипертонический раствор – это точное количество соли, растворенное в воде. И так далее.
— При лабораторных работах часто возникают нештатные ситуации?
— Один ученик нагревал пробирку и держал ее в руках! Несколько раз повторишь: «Ребята, нельзя смешивать все вещества, полученные вами в разных пробирках. Мы не можем заранее просчитать, к чему приведет эта реакция!». А мальчик взял и слил все в одну пробирку. Из нее повалил дым коричневого цвета – это оксид азота, ядовитейший газ! И вот еще. Несколько раз говорила: «Осторожно нагреваем, при малейшем закипании убираем пробирку со спиртовки!». Но кое-кто подумал, что я просто пугала. И из пробирки так плюнуло, что была испорчена вся входная дверь…
— Ваше профессиональное кредо?
— Ой, Миша, к моим годам у меня уже никакого кредо нет. Результаты учительской работы видны через пять-шесть, а иногда и больше лет после окончания школы. Когда 25-летние дети встречают тебя на улице, бегут с распростертыми объятиями и кричат: «Я до сих пор помню то, что вы заставили меня выучить!»
— Вы всегда имеете свое мнение, порой категоричное. Это не мешает работе?
— Когда-то помогало, а сейчас мешает. Я сторонник жесткой дисциплины. Сказано: принести тетради на следующий урок, и они должны быть принесены. Не терплю, когда начинается: «А можно я на листочке буду писать?» и т.д. Можно, конечно, плюнуть, не заводить тетради и писать на листочках. Можно также плюнуть на то, как ученик одет. Или сделать вид, что не слышишь, как ребята говорят друг с другом трехэтажными матами…
В сентябре на родительском собрании в восьмом классе меня спросили: «Татьяна Алексеевна, правда ли, что к вам на урок нужно ходить с иконой?» Я рассмеялась и ответила: «Понимаю, что я в школе – «главная дьяволица». Если вы считаете, что в кабинете нужна икона, давайте поступим проще: вы скидываетесь, покупаете большую икону, и мы ее вешаем на стену вместо портрета Менделеева. И не надо будет детям креститься перед уроками, икону с собой носить. Но есть более простой выход: основной иконой должен стать учебник химии».
Из досье «Седьмой перемены»: Татьяна Алексеевна Егошина родилась на Сахалине, окончила Горьковский педагогический институт. Работала учителем на Дальнем Востоке, в Романовке, в школе №515 Санкт-Петербурга. В ВЦО со дня основания. Имеет почетные грамоты Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
Михаил Гридин
One thought on “НА ХИМИИ ЛУЧШЕ НЕ ХИМИЧИТЬ”
Учителя во Всеволожском центре образования замечательные. Приятно. Очень интересные люди. Для меня, кстати, химия была тоже предметом нелегким.