Размышления возле картины в музее современного искусства Эрарта
Недавно я побывала в Эрарте, самом крупном частном музее современного искусства России. В его коллекции около 2800 работ более 300 художников из разных регионов страны. Больше всего меня затронула картина Михаила Звягина «Рабочий».
Это полотно буквально приковывает внимание. На тебя смотрит черный человек. Он не грязный, а просто устал, и вся его жизнь состоит из непосильной работы. На заднем плане изображен завод, на котором трудится этот «черный человек».
Картина выполнена гуашью и темперой. И пропитана суровой правдой рабочего человека. Я смотрю на него и понимаю: этот мужчина пошел на завод не потому, что плохо учился, как думают многие. Он трудится с утра до ночи, чтобы получить деньги, обеспечить семью и тем самым укрепляет свою страну, обеспечивает ее будущее.
На других полотнах Звягина — красно-кирпичные фабричные корпуса, образ окраины, серой и суровой промзоны. Искусствоведы называют это поэтическим документализмом.
Какие бы технологии ни придумывали, в реальности были и остаются люди (не обязательно «черные»), на которых держится жизнь. И Михаил Звягин, один из старейших ленинградско-петербургских художников, живущий сейчас в Нью-Йорке, хорошо это понимает…
Вероника Зыкина