Доктор психологических наук, профессор Московского института психоанализа и МГППУ Владимир Кудрявцев высказался в «Российской газете» по поводу предложений о запрете квадробики.
Сетевое издание «Седьмая перемена. Поколение online» не раз писало о квадробике и квадроберах. Мы рассказывали о конкретных проявлениях этой субкультуры, приводили комментарии экспертов, которые рассказывали о ее вреде для здоровья.
Недавно на маркетплейсах появились «КвадроКорма для квадроберов» (еда с детской игрушкой весом 480 граммов стоит 998 рублей) и дома для детей. имитирующих животных.
Мы также писали, что на концерте в Надыме певица MIA BOYKA позвала ребенка в кошачьей маске на сцену и стала расспрашивать ее об увлечении квдробингом. Многие обвинили исполнительницу в травле ребенка и осуждении детских хобби. Позже мама девочки сообщила, что после публичного контакта с певицей ребенок замкнулся и написала заявление в полицию.
Член Совета Федерации Наталия Косихина предложила запретить в России квадробинг и квадроберов. Она считает, что принадлежность к этой субкультуре травмирует психику и «может привести к трагическим последствиям».
Депутат Государственной Думы Сергей Колунов написал письмо уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой, в котором предлагает ввести ответственность для родителей, чьи дети увлекаются кадробингом.
Государство не должно поощрять добровольную деградацию личности, заявил глава комиссии Совфеда Алексей Пушков, комментируя инициативу о введении в РФ наказания для родителей детей-квадроберов. «Это сказывается на состоянии всего общества, — сказал Алексей Пушков. — Люди-кошки, люди-собаки и прочая живность такого рода пусть по Сан-Франциско и Нью-Йорку гуляет. Без нас», — написал сенатор в своем Телеграм-канале.
«Обоснование позиции законодателей вроде логично — государство не должно поощрять добровольную деградацию и утрату личности, — пишет профессор Кудрявцев. — Не поощрять — да, но запрещать деградацию через закон? Есть тут элементы подмены понятий».
По мнению доктора психологии, вместо генерации новых смыслов для детей — расширения системы доступных спортивных школ, технопарков и ремесел вокруг них, производства своих, а не зарубежных онлайн-игр на основе искусственного интеллекта, растет не системная работа, а признаки хаоса запретов. И они, считает Владимир Кудрявцев, делают только слаще блажь вроде фитнес-квадробинга.
Профессор института психоанализа думает, что законодатели оказались в ловушку современной массовой культуры, инструменты которой они применяют.
«Их запретительная траектория движения через соцсети и СМИ опирается на законы масскульта и хайпа, а они строятся на торге», — пишет эксперт.
Запреты вроде как должны формировать здоровые предпочтения, а на самом деле разгоняет разделение общества — полемику и скандалы там, где нет для нее почвы, отмечает Владимир Кудрявцев. «Но ни СМИ, ни родители, ни законодатели не видят в этом угрозы, — продолжает профессор. — Наоборот — у каждого своя правда. Однако хайп, отодвигая движение к смыслам, вперед выводит эмоции».
В этой связи эксперт рассказывает о вековом ритуале племен Африки и Океании. Детям там раз в год разрешают дразнить стариков, которые у этих племен сакральны. «А старость не держит кукиш в кармане, не выходит на эмоции, — пишет Владимир Кудрявцев. — Хмурится, не замечает недорослей, но через родителей занимает детей полезным делом».
По мнению профессора института психоанализа, где-то здесь и находится решение проблемы.
«Только создавая условия для самореализации детей, власть вправе требовать от родителей доступа детей к благам цивилизации, а потом, вплоть и до административного наказания нерадивых «предков», вправе лишать их расположения общества. Но не отнимать детей и свободу. И для этого не надо менять закон», — пишет профессор.
«Когда же подменяется порядок вещей, и к благу люди на эмоциях идут через систему запретов, пренебрегая движением к согласию, то чем-то такой подход похож на подросших квадроберов, заигравшихся в животную жизнь, — резюмирует доктор психологических наук. — Они лают и кусаются, растормаживая сферы эмпатии и сексуальности. Это ведет к разрушению стыда — одного из главных показателей психической нормы. Не меньше кусают психику людей и хаотичные запреты. Они, как игра без правил, заставят спрятаться в скорлупу несогласия».