При изучении культуры и традиций народа ученики Всеволожского центра образования начинают лучше понимать и больше любить свою Родину
В программе по русскому языку и литературе есть темы не только развивающие творческие способности учеников, но и формирующие у них знания о порой уже забытых народных праздниках.
Весной во Всеволожском центре образования проходила Масленичная неделя. На уроке русского языка в 5а классе по теме «Имя существительное. Масленица» ребята пели народные песни, собирали информацию о праздничных забавах.
В игровой форме школьники познакомились с традиционным меню праздничного стола. Домашнее задание было необычным – записать рецепт оригинальных блинчиков, подобрать масленичную частушку или сочинить ее.
Как на Масленой неделе
Из печи блины летели!
Руки в масле, нос в муке,
Вкусен блин на молоке!
Ребята создавали сочинения-миниатюры по картине Б. М. Кустодиева «Масленица». Упоминались другие работы художника, посвященные этой теме, а также полотно В.И. Сурикова «Взятие снежного городка».
На Масленичной неделе прошел урок по подготовке к ВПР, в рамках которого ученики работали с текстом, посвященным этому празднику.
На уроке литературы в 7б при изучении рассказа И.А. Бунина «Подснежник» ученики формировали навыки функциональной грамотности. Начало рассказа, построенное на лексическом повторе слова «был» («Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица…»), отсылает к прошлому нашей страны, ее истории.
Для современных школьников язык произведений XIX века очень сложен. Внимательная работа со словом помогла ребятам изучить неизвестные понятия.
Ученики погрузились в атмосферу народных гуляний: собирали информацию о каждом дне масленичной недели, узнавали традиции игрищ и посиделок, праздничных застолий.
Разговор о счастье этих праздничных дней, о любви в семье постепенно превращался в гимн человеческой жизни – в этом мастерство Бунина-писателя. Идея рассказа по смыслу может быть соотнесена с малым фольклорным жанром – пословицей «В день свят и суеты спят!»
При изучении традиций русского народа большим полем деятельности может стать роман И.С Шмелёва «Лето Господне», главы которого именуются по названиям православных праздников. Эту работу можно проводить с 5 по 11 класс на уроках внеклассного чтения.
Шмелев показывает в своем романе мир дореволюционной России глазами ребенка. Повествование от первого лица всегда располагает школьников к чтению.
Интересным и познавательным может быть анализ произведений разных видов искусства. В преддверии предстоящего праздника Пасхи можно сопоставить картины В.Е. Маковского, Б.М. Кустодиева с рассказами А.И. Куприна «Московская Пасха», «Пасхальные яйца» и другими.
Задача учителя — помочь ученикам сформировать систему нравственных ценностей через собственные ощущения и переживания. Если мир русской культуры, в том числе православной, станет знакомым, близким, родным, произойдет возрождение духовности подрастающего поколения, что первостепенно для современного общества.
Человек, со школьной скамьи знающий культуру и традиции своего народа, начинает любить страну, гордиться ею. Он становится патриотом, готовым защищать Родину.
Ольга Крупнова,
учитель русского
языка и литературы
Всеволожского центра
образования