Нормы поведения гласят, что извиняться необходимо. Но далеко не все знают, в каких случаях и как это нужно делать. Эксперты на сайте Института воспитания постарались ответить на эти вопросы.
Все знают, что при совершении ошибки и некорректном поведении необходимо признать свою неправоту и принести извинения, напоминают специалисты. Так проявляется культура и воспитанность человека. Но нужно ли заставлять ребенка это делать?
Выдающиеся педагоги и психологи говорят, что принуждать ребенка нельзя. Это не даст ожидаемого результата и может нанести маленькому человеку психологическую травму.
Но в жизни бывают разные ситуации. Бывает, поведение ребенка противоречит общепринятым нормам, из-за чего родители (или другие взрослые) чувствуют неловкость. В этом случае старшим приходится заставлять маленького человека извиниться за свое поведение, чтобы снять социальное напряжение.
Получается, что ожидаемый результат со стороны взрослых – это снижение социальной напряженности или преодоление чувства неловкости при игнорировании позиции ребенка. Эксперты отмечают, что воспитательной ценности в таком способе разрешения сложной ситуации нет. У растущего человека, которого принуждают, не появляется понимания и осознания.
Гораздо важнее сделать так, чтобы ребенок осознал свою ошибку (некорректное поведение) и сам понял, что нужно извиниться. В этом случае необходимо использовать более сложные методы воспитания.
Первое. Необходимо научить ребенка понимать, что определенное поведение некорректно, оно негативно влияет на других людей. Такое понимание формируется не сразу, а постепенно, по мере погружения в мир социального взаимодействия. Этому поможет чтение книг, просмотра мультфильмов или фильмов, где поднимаются эти вопросы.
Второе. Очень важен пример собственного поведения. Дети многому учатся через наблюдение за родителями и другими значимыми взрослыми. Если взрослые не умеют извиняться, то и ребятам будет сложно понять, почему они должны это делать в той или иной ситуации.
Третье. Необходимо учитывать возраст ребенка. Чем он младше, тем ему сложнее понимать причинно-следственные связи. Мир очень сложен. До подросткового возраста дети не могут сами однозначно разобраться в той или иной ситуации, им нужна помощь взрослых.
В итоге следует понимать:
1. Принуждение не имеет воспитательной ценности – это способ преодоления социально неприятной ситуации для взрослого.
2. Такие социальные нормы, как признание своих неправильных действий и извинения должны формироваться через понимание и осознание ребенком этих норм.
3. Понимание того, за что нужно извиняться перед другими людьми, происходит через освоение культуры, примеры со стороны взрослых, адекватное социальное окружение и другие моменты.
4. Если маленькие дети извиняются потому, что так принято в их окружении, то в подростковом возраста может появляться осознание взаимосвязи своего некорректного поведения и последствий.