В журнале «Семья и школа» педагоги рассказали, как научить ребенка планировать дела и не опаздывать на уроки и занятия в кружках и секциях.
Порядок во всем. Ребенка крайне важно приучать к порядку. Мотивация: собраться в школу можно значительно быстрее, когда в комнате царит порядок, все лежит на своих местах – тогда и поспать можно подольше. В этом помогут часы и таймеры.
Можно предложить ребенку записать планируемые дела на бумаге или в электронном устройстве. Важно учесть темперамент ребенка. Если человек от природы медлителен, это невозможно поменять, поскольку неторопливость обусловлена типом высшей нервной системы. Такой человек меньше успеет сделать, зато он глубже погружается в каждое дело. В любом характере есть свои достоинства и недостатки.
Расставить приоритеты. Ребенку важно научиться определять дела, которые стоит делать раньше. Затем он сможет освоить технику жестко-гибкого планирования: в своем ежедневнике станет отмечать дела, которые привязаны ко времени – например, занятия музыкой или в спортивной секции, и дела, которые жестко ко времени не привязаны – выполнение домашнего задания.
В игровой форме. Формировать навыки распределения времени лучше в игровой форме. Для этого можно подобрать картинки и надписи, связанные с утренними ритуалами. Ребенок с удовольствием станет участником игры: что нужно делать утром сначала, а что потом. Сначала ему будет непросто, а потом постепенно привыкнет.
Включать любимую песенку. По утрам можно включить любимую песенку ребенка, он будет собираться под эту музыку. Через какое-то время продолжительность звучания песенки сократите (ребенка об этом нужно предупредить) и попросите делать все то же самое, но быстрее, что сэкономит время.
Взрослому важно не забывать про себя. В сэкономленное время папа или мама могут выпить чашку кофе или сделать себе свежевыжатый сок, уделить несколько минут занятию йогой. Ребенок увидит, что родителям хорошо от того, что быстро собирается. Это для него хорошая мотивация.
Нужно позволить ребенку решить самому, что делать в первую очередь, а что во вторую. При этом стоит наблюдать за ним и стараться предотвращать склонность к прокрастинации (постоянному откладыванию важных и срочных дел), которая появляется от лени, усталости, авитаминоза и гормональных особенностей.
Разбить дело на этапы. Если ребенка пугает масштаб предстоящего дела и появится неуверенность, снизится мотивация, нужно разделить этого «слона» на части – разбить дело на простые этапы. Тогда исчезнет страх, ведь с небольшим делом справиться несложно.
Неприятное – в первую очередь. Когда предстоящее дело неприятно, его, как правило, долго откладывают. «Съешь лягушку» – правило тайм-менеджмента, согласно которому неприятные задачи выполняются в первую очередь. За такое «поедание» обязательно следует награда самому себе. Ребенка наградить может взрослый.