Ученые факультета психологии Гарвардского университета в статье, опубликованной в журнале Child Development, рассказали о результатах исследования, которое показало, что шлепки и иные формы насилия провоцируют проблемы в психическом и эмоциональном состоянии детей, а также нарушения в развитии мозга.
В материале главы лаборатории по изучению влияния стресса на развитие ребенка факультета психологии Гарвардского университета Кэти МакЛафлин и ее коллег сообщается, что в исследовании участвовали 147 детей в возрасте от 10 до 11 лет. Сорок школьников регулярно шлепали дома, а по отношению к остальным никогда не применяли физическое насилие.
Когда дети находились в магнитно-резонансном томографе, каждому из них показывали на экране изображения актеров с разными выражениями лица, включая пугающие и нейтральные. Исследователи наблюдали за изменениями активности мозга в ответ на каждый кадр.
Дети, которых дома подвергали физическим наказаниям, имели значительно более сильные реакции префронтальной коры мозга на пугающие выражения лица, по сравнению с ровесниками, не подвергавшимися такому воздействию. При этом, импульсы в участках префронтальной коры были аналогичны тем, что у детей, которые испытывали более серьезные формы физического насилия. Это подчеркивает влияние домашней среды на развитие мозга и его реакцию на негативные стимулы.
Авторы говорят, что физические наказания по-разному влияют на детей, так как одни могут быть более уязвимы, а другие менее. В любом случае родителям стоит понимать, что даже шлепки скрывают за собой потенциальные риски и угрозы для полноценного развития ребенка. Ученые рекомендуют отказаться от любых форм физических наказаний и использовать иные методы решения проблем, пишет «Учительская газета».