Какая формула у лагмана? Какая химическая реакция проходит при запекании хлеба? На эти и другие вопросы решили найти ответы ученики челябинской школы № 68. Разобранные на элементы блюда команда юных исследователей поместила на уникальную кулинарную карту страны, сообщает «Вечерний Челябинск».
Идея создания кулинарной карты пришла после сотрудничества с Южно-Уральским государственным университетом, где школьники в течение года изучали пищевые технологии, рассказала руководитель проекта, учитель химии школы № 68 Светлана Осадчая.
Ученики и учителя начали искать информацию, которой по некоторым регионам практически не было. В ходе поисков педагог нашла канал доктора технических наук, профессора МФТИ Валентина Новикова. Ученый рассказывает о вкусной еде с точки зрения химии и физики.
Ребята узнали, какое соединение отвечает за поджаристую корочку, смогли разобрать блюда на химические элементы. «Шашлык, кстати, пахнет фуранами», – говорит Светлана Осадчая (фуран — органическое соединение).
Как оказалось, во время приготовления пищи идет целый ряд реакций, и самая вкусная из них – реакция Майера. Педагог отметила, что в ходе нее идет взаимодействие «белков и углеводов, образование золотистой корочки, появление запаха, она протекает и при приготовлении хлеба, и при готовке мяса».
Ученики разместили всю полученную информацию на карту. Каждой территории соответствуют блюда национальной кухни. Можно посмотреть их химический состав.
В ходе работы школьники узнали географические особенности регионов, выяснили, как они влияют на местную кухню. С этими вопросами ребятам помогала разбираться учитель географии школы № 68 Ольга Ковш.
На презентацию кулинарной карты в школу пригласили специалистов по химии. Они аплодировали ребятам стоя.