ЧП на Всероссийской проверочной работе: ученики поменялись вариантами! Об этом и многом другом «СП» рассказала замдиректора ВЦО Наталья Трусова
— Наталья Ивановна, какие предметы сдают ученики на ВПР?
— В этом году во Всероссийских проверочных работах участвуют обучающиеся 4-8 и 11 классов. Обязательные для всех — ВПР по русскому языку и математике. А в 6-8 классах еще два предмета распределены случайным образом. Причем не нами.
— Как ребята справились с ВПР?
— Анализ ВПР будем делать позже. Мы проводим его по разным направлениям. Первое – успеваемость и качество, второе – соотношение результатов ВПР с показателями промежуточной аттестации. Кроме того, рассматриваем динамику при переходе из одного класса в другой.
О результатах говорить пока рано, но уже можно отметить, что из всех параллелей лучше всех справились с ВПР пятиклассники. Они и осенью, когда выполняли работу за четвертый класс, хорошо написали, и сейчас. Их результаты выше, чем у остальных.
— Как это можно объяснить?
— Сложностью заданий, а также тем, что седьмой и восьмой класс – это переходный период в жизни подростков, всегда идет спад успеваемости, а потом, в девятом и десятом классах они снова начинают учиться.
— У какого класса самые высокие результаты?
— Пока не могу сказать. Это один из пятых классов.
— А у какого класса самые низкие?
— Тоже не могу пока сказать. Скорее всего, самый низкий результат будет у одного из седьмых классов.
— Возникали какие-то сложности, внештатные ситуации при подготовке и в ходе ВПР?
— При проведении Всероссийских проверочных работ немало технических сложностей. Необходимо очень много материалов. В один день проходят ВПР в четырех параллелях, где у нас по шесть классов. Непросто все подготовить, не перепутать, чтобы ученики вовремя получили задания.
Уже второй год у учеников есть альтернатива – выполнять ВПР в компьютерном формате. Технически это трудно. У нас только на английский язык уходит три дня, надо же пропустить всех через компьютер. Поэтому мы решили пока не проводить ВПР в таком формате.
— Какой из предметов самый сложный для учеников?
— Это надо у ребят спросить! (Смеется.) Как ни странно, но очень часто возникают трудности при написании ВПР по русскому языку. Там такие критерии, что даже для получения тройки надо очень сильно постараться.
— Ловили ли кого-то при списывании?
— Дана четкая установка, и мы стараемся выполнять весь регламент проведения ВПР. Все лишние вещи ученики оставляют, не доходя до рабочего места. Поэтому явных нарушений не было.
— Удаляли ли кого-то с ВПР?
— Нет, не удаляли, но был случай, когда дети поменялись вариантами. В итоге за одной партой было два первых, а за другой два вторых варианта. У поменявшихся учеников результаты аннулированы.
— Что будет с поменявшимися учениками?
— Решение еще не принято. Я думаю, мы дадим им возможность переписать работу.
— А что будет с теми, кто не был на ВПР из-за болезни или по какой-то другой уважительной причине?
— В основном ученики отсутствовали по уважительным причинам, явных нарушителей не было. Но нет детей, которые вообще не участвовали, не писали ВПР ни по одному предмету.
— Бывает, что ученики не подтверждают свои итоговые оценки?
— Тут нет какого-то большого процента. Во-первых, над проблемой соответствия оценок мы работаем очень давно. Все коллеги понимают, что это один из важных моментов. Мы даже не так оцениваем успеваемость и качество, сколько отметки обучающихся. Каждый учитель заинтересован в соответствии оценок. Все понимают опасность завышенных оценок. Во-вторых, мы переработали критерии оценивания. Сравнили их в ВПР и при государственной итоговой аттестации. И сделали так, чтобы наши критерии были сопоставимыми. Это идеальный случай.
— А если кто-то переволновался и не подтвердил оценку?
— Понятное дело, что ребенок мог растеряться или перед ВПР болел и не подготовился, как надо. Такие моменты, конечно же, есть, не может в жизни быть все на 100-процентов идеально. И каждый такой случай надо рассматривать индивидуально, смотреть, какая причина.
— Как выглядят результаты ВПР по сравнению с прошлым годом?
— Каких-то перепадов нет. Расхождение от пяти до 10 процентов считается нормой.
— На что влияет оценка по ВПР?
— Раньше в регламенте Выпускной проверочной работы было указано, что нельзя ее использовать при промежуточной аттестации, в качестве итоговой контрольной работы. Сейчас по-иному, этот момент прописан в локальном акте нашей образовательной организации. Мы выставляем оценки по ВПР в журнал, учитываем в качестве итоговой контрольной работы.
– А почему раньше этого не делали?
— Раньше мы выполняли ВПР, чтобы вышестоящие органы могли увидеть уровень знаний. Это многих напрягало, создавало дополнительную нервозность, но не учитывалось в образовательном процессе! А теперь наши общие усилия не пропадают, и вдобавок мы теперь пишем меньше контрольных и проверочных работ.
Когда мы составляем график контрольных работ на учебный год, то руководствуемся методическими рекомендациями о том, что их количество не должно превышать 10 процентов от объема всего материала. Чтобы не было перегрузки, ВПР включены в этот подсчет.
— А что считается контрольной работой?
— Это когда весь класс одновременно выполняет работу больше 30 минут. Если взять, например, шестой класс, уроки по предмету два часа в неделю, значит, должно быть не больше 10 контрольных работ. Может быть меньше, но самое главное – не больше.
— А если работа длится меньше 30 минут?
— Контрольная работа прописана в рабочей программе, она подразумевает прохождение какого-то блока тем. Если вы пишите работу 10-15 минут, это просто проверочная, она не считается контрольной.
— Можно сказать, что ВПР становится не нервным, а привычным делом?
— Да, они становятся привычными, но к самому содержанию вопросов все равно возникают вопросы. Бывает, предлагается выбрать предложение. Да, тема изучалась, но это задание для 11-классников и семиклассников. Одиннадцатиклассник может учесть все моменты, а семиклассник еще не видит некоторых нюансов и не может сделать правильный выбор.
— А у них что, задания идентичные?
— Нет. Проходят тему в седьмом классе, а потом в более старших классах углубляются в нее.
— Варианты тоже бывают разные. Мы всегда радуемся, когда попадает легкий.
— Для каждой школы разрабатываются свои варианты. Они должны быть одного уровня.
— А еще изменилась продолжительность ВПР.
— Да, раньше было два урока, а сейчас по всем предметам один урок, кроме математики и русского.
— Значит, снижается и количество заданий.
— Да, оно рассчитано на урок, это момент положительный.
Платон Баркарь