На вопросы «Седьмой перемены» отвечает школьный психолог Нина Сальникова
— Нина Евгеньевна, какая задача у школьного психолога?
— Первое — чтобы все были веселыми, жизнерадостными, чтобы ни с кем ничего не случилось. Второе — найти способности ученика и проявить их. Ну, а если что-то случилось, как-то поддержать и помочь.
— Есть отличия в подходе к ученикам разных возрастов?
— Конечно. Ребята из младших классов более открытые, жизнерадостные и искренние, а у старших, к сожалению, больше грустных мыслей, меньше доверия. Число таких детей увеличивается.
— С чем это связано?
— Cо взрослыми, которые их так настраивают. Например, у детей была ссора, они уже давно помирились, а родители никак не могут. Старшие не всегда понимают невероятный потенциал детей. С возрастом школьники становятся похожи на грустноватых взрослых.
— Почему первоклассники и ученики начальной школы так себя ведут — носятся, дерутся.
— Все системы первоклассника работают в таком же напряжении, как у космонавта. Нервная, вегетативная, дыхательная. Для них приход в школу – стресс. Почему дерутся? Взрослые не научили. Пока не научили. Плюс у нас очень большая перегрузка. Поэтому хорошо, что у нас есть возможность посмотреть мультики, поучаствовать во флешмобах.
— Часто ли дети сами приходят поговорить с Вами?
— Да. Сейчас я работаю в средней школе, и много учеников приходят именно оттуда. Новенькие и ученики, которые меня уже знают. Одаренные и очень одаренные часто заглядывают, их не всегда понимают.
— Из-за ОГЭ и ЕГЭ учителя часто нагнетают атмосферу. Можно ли как-то с этим справиться?
— За пять лет я это исправить не смогла. Все время прошу так не делать. Можно в восьмом классе чуть-чуть построже, в начале 9 и 11, но не все время, потому что страх закрывает способности. Память, мышление и внимание начинают работать хуже. Если человек переживает, волнуется, его поле сознания сужается, он не может воспринимать информацию полноценно, хуже запоминает. Я предлагаю всем познакомиться с программой управления стрессом. За много лет она отработана у нас в школе, в ней участвуют и ученики, и педагоги.
— Родители зачастую не могут в полной мере оценить способности ребёнка и требуют невозможного.
— Мы живем в мире машин, техники, в обществе потребления, где все столы, ложки и т.д. одни и те же. А в природе нет даже двух листочков одинаковых, так и с людьми. Мы говорим на собраниях с родителями, что нужно сравнивать успехи ребёнка с его успехами, с тем, что было раньше, не надо смотреть на других. Не нужно требовать от детей невозможного… Потенциал любого человека поражает воображение, но начать нужно с себя: попытаться стать совершенным…
— Вы говорите, что наша школа – школа без конфликтов.
— Если атмосфера спокойная и доброжелательная, дети лучше учатся. Есть первичный конфликт: поссорились и неделю не могут помириться. Он проходит очень быстро, достаточно одной-двух бесед. Мальчиков из младшей школы мы учим дружит втроём, рассказываем про мушкетёров. Это замечательно, потому что дружить вдвоём – дружить против кого-то. Если в младших классах возникает конфликт: группа против одного, то это легко исправить, с ними разговариваешь и все. До 7 класса дети очень открытые, ясные и добрые. А потом все сложнее. Когда разбираешь конфликт, всегда четыре установки находишь. Первая: я — хороший, ты — хороший, но поступки твои могут быть не очень, и даже отвратительные. Вторая: я — хороший, ты – плохой. Такая установка провоцирует на поиски недостатков у другого, подчеркивать их, конфликтовать. Третья: я — плохой, ты – хороший. И четвертая установка, самая тяжелая: я — плохой, ты — плохой. При ней конфликты возникают постоянно. Никто не виноват, что дети живут по таким сценариям, им родители их передали. А им – их родители. За три недели, месяц можно сменить любую установку.
— Разрешение какой ситуации принесло Вам удовлетворение?
— Их было немало. Самое главное – помощь способным, одаренным детям, о которых я уже упоминала. Им очень трудно… А одаренные – все, но все пока проявили свои таланты.
— Успешных людей не любят?
— Что-то новое, необычное у многих детей вызывает отторжение. Мы просто разговаривали с ребятами, с семьей, и они понимают, что можно по-другому. Часто именно беседа помогает успокоиться, ситуация становится спокойной, потом хорошей и очень хорошей.
— Как вы помогаете выбирать профессию?
— Есть тесты, творческие задания, активизирующие опросники, они помогают выяснить глубинные интересы, в том числе сколько денег нужно, чтобы был достаток, хочется иметь свободное время или нет и т.д.
— Достаточно ли сформирован человек, чтобы под конец школы определиться, кем он хочет стать?
— Есть те, кто выбирает профессию в 11 классе, кто-то раньше. В последнее время появилось много детей, которые говорят: «Я люблю природу». Но сегодня никто не знает, какие специальности будут востребованы. Поэтому нужно готовиться по нескольким направлениям.
— А что выбирать – то, что будет востребовано или то, к чему душа лежит?
— Идеально, когда ты найдешь то, что необходимо обществу и что сам хочешь делать. Есть хорошие слова: «Не спрашивай, что нужно миру, спроси, что делает тебя живым, и сделай это». Эмоциональный интеллект сейчас выходит на первое место: важно уметь понимать свои чувства и ими управлять. Тогда ты слышишь свой внутренний голос, находишься в гармонии с собой. Когда душа поет, все получится.
Алена Максимова