Руководитель Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО Наталья Бондаренко пояснила, что согласно главе 8 Гражданского кодекса РФ изображение гражданина и его защита входит в комплекс нематериальных благ (глава 8 Гражданского кодекса РФ), сообщает «Парламентская газета».
Это разъяснение необходимо в связи со скандалами с видео, снятыми в школе и попавшими в Сеть. Глядя на это, в Госдуме задумались о введении запрета на видео- и фотосъемку на законодательном уровне.
В парламенте разрабатывается законопроект о запрете свободной фото- и видеосъемки во время уроков в школах. Как поясняла председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, сейчас каждый ученик может начать снимать учителя, независимо от ситуации. Педагог в это время может вести урок или находиться в стрессе. Если съемка будет проводиться только с разрешения администрации либо директора, то это позволит оградить педагогов от провокативных ситуаций и нечестности, пишет «Учительская газета».
Однако, такие нормы уже давно существуют. О них и рассказала юрист. Наталья Бондаренко пояснила, что проведение видеосъемки и аудиозаписи без согласия педагога, с целью размещения записей с ним в Интернете является неправомерным.
«Согласно пункту 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса, обнародование и дальнейшее использование изображения любого гражданина, в том числе его фотографии и видеозаписи, допускаются только с его согласия», – подчеркнула юрист.
Исключением является съемка в местах свободного посещения или на публичных мероприятиях. Наталья Бондаренко отметила, что большинство детей и родителей не знают об этих нормах или просто не задумываются о последствиях. Но незнание закона не освобождает от ответственности.
В этом случае ответственность может быть и материальная: в соответствии с пунктом 3 статьи 152.1 ГК РФ, гражданин вправе требовать удаления этого изображения, пресечения или запрещения дальнейшего его распространения. При этом человек имеет право требовать возмещения морального вреда, если его изображение, полученное или используемое с нарушением пункта 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса РФ, распространено Интернете.
Чтобы школьники не нарушали этот закон, с ними необходимо проводить разъяснительную работу, рассказывать об этих нормах. Юрист считает, что такие разъяснения можно проводить на уроках обществознания, на классных часах или во время внеурочной деятельности.
Ранее сетевое издание «Седьмая перемена. Поколение online» писало о предложении депутата Госдумы запретить использование мобильного телефона на уроках, а также о том, в каких случаях учителя могут попросить учеников сдать перед уроком гаджеты.